«Арбуз» продолжает вспоминать историю астраханского трамвая. Сегодня мы поговорим про маршрут № 3, который соединял Судоверфь им. Кирова (микрорайон Казачий) и Холодильники Рыбокомбината. Те, кто еще не читал про первые два маршрута астраханского трамвая, могут сделать это по ссылкам: маршрут № 1 и маршрут № 2.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/119465.jpg)
Фото: transphoto.ru, ост. пл. Карла Маркса
«Тройка» — это маршрут, которому удалось просуществовать дольше других. Именно трамваи под номером 3 работали в Астрахани до 24 июля 2007 года — последнего дня существования трамвайной системы города. Именно трамвай этого маршрута последним заходил в депо. Вот как описывает тот вечер, когда астраханский трамвай последний раз высадил пассажиров и, навсегда попрощавшись с ними, зашел в депо, сотрудник бывшего астраханского трамвайно-троллейусного предприятия (и ныне работающий там — «Арбуз»).
«Заезжают вагоны в депо, но не все еще знали, что это последний день. Не было ясности, когда именно движение будет закрыто. Последний вагон ждут — «ну что, Света, ты последняя», — говорим вагоновожатой. «Да я знаю, все уже в парке», — ответила она. «Нет, Света, ты вообще последняя, больше трамвай никуда не пойдет». Помню, тишина такая воцарилась. Все мы друг на друга посмотрели, каждый о чем-то своем в тот момент думал. Поняли, что больше не нужны этому городу и властям. Молча поехали домой в этот день. Почти всем предлагали на троллейбус переучиваться, обещая хорошую перспективу, но сами видите, что в итоге получилось», — вспоминает собеседник «Арбуза».
Свою историю современный маршрут трамвая № 3 начинает с 1959 года. В отличие от других маршрутов, «тройка» курсировала между Холодильниками и Судоверфью им. Кирова на протяжении всех лет существования трамвайной системы города без каких-либо изменений до 2007 года.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/302354.jpg)
Фото: Yury LRTA; «тройка» отправляется от к/ст «Холодильники», 2003 год
Вагон следовал от Холодильников Рыбокомбината по улице Латышева, сворачивая у Центрального стадиона на Татищева и двигаясь по ней до Анри Барбюса. Затем «тройка» уходила налево — к железнодорожному вокзалу, миновав который продолжала путь по улице Победы — к площади Карла Маркса (Кировский рынок). Миновав площадь, трамвай проезжал Цирк и по улице Каховского, которая в те годы выглядела лучше, чем сейчас, доезжал до остановки «Красный мост» (Большие Исады), после чего сворачивал на стрелке налево, двигаясь затем по улице Софьи Перовской.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/33761.jpg)
Перегон пл. Карла Маркса — Цирк. 2007 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/150241.jpg)
Остановка «Цирк». 2007 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/150244.jpg)
Сход вагона «тройки» с рельсов. Апрель 2007 года
Улица Софьи Перовской — одно из немногих мест в Астрахани с однопутным движением для трамваев. Почти от самых Больших Исад и до остановки «Кинотеатр Спутник» движение осуществлялось в однопутном режиме. Часто можно было наблюдать картину, когда вагоны ждали, пока путь будет свободен, чтобы продолжить движение — в этом им помогали специальные световые индикаторы, подвешенные рядом с контактной сетью.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/229426.jpg)
Участок однопутной линии на С. Перовской. На момент съемки — действующий. 2007 год
Еще более интересный участок пути на этой же улице проходил под железнодорожным путепроводом. Миновав Спутник, трамвай двигался в сторону Старого Кладбища и проезжал участок сплетения путей, когда две отдельные линии «вплетались» в пространство друг друга из-за ограниченного количества места под полотно для трамвая.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/227591.jpg)
Линия под ж/д путепроводом на С. Перовской и «сплетение» трамвайных путей. 2007 год
Далее путь следования «тройки» проходил мимо Старого Кладбища, а затем снова уходил налево — на улицу Латвийскую — на мост через Ерик Казачий, после чего следовал поворот на улицу Космонавта Комарова. Здесь маршрут № 3 поджидал еще один однопутный участок. Примечательно, что этот участок планировалось в какой-то отдаленной перспективе сделать двухпутным, но эта перспектива так никогда и не наступила. Задел под второй путь был виден, как говорится, невооруженным глазом.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/33415.jpg)
Улица Латвийская, мост через ерик Казачий, 2007 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/33412.jpg)
Поворот с ул. Латвийской на ул. Космонавта Комарова
В последние годы своей работы «тройка» редко приезжала на конечную остановку Судоверфь им. Кирова с достаточным количеством пассажиров. Во-первых, сама Судоверфь, для доставки рабочих на которую, маршрут № 3 в свое время и прокладывался, уже не функционировала на тот момент, во-вторых, конкуренцию у трамвая стремительно начали выигрывать маршрутки, на которые тогда пересаживались многие астраханцы.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/33411.jpg)
Улица Космонавта Комарова, однопутный участок, 2007 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/227589.jpg)
Задел под второй путь на ул. Космонавта Комарова
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/33422.jpg)
К/ст Судоверфь им. Кирова (Казачий), 2007 год
Отметим, что в последние месяцы работы трамвай третьего маршрута курсировал между Судоверфью им. Кирова и Мясокомбинатом, поскольку линия к Холодильникам была закрыта в феврале 2007 года из-за начала работ по строительству моста через Болду в микрорайон Бабаевского.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/228923.jpg)
Закрытое 19 февраля 2007 года кольцо «Холодильники»
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/228914.jpg)
Поворот закрытой 19 февраля 2007 года линии с ул. Латышева на ул. Татищева
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/165145.jpg)
Уже недействующая линия по ул. Анри Барбюса, 2007 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/165147.jpg)
Еще не демонтированная линия на ул. Победы, октябрь 2007 года
В некоторых местах и до наших дней сохранились рельсы линий «тройки». Их можно увидеть на ул. Космонавта Комарова, на Латвийской, а также у моста в створе улицы Яблочкова (стрелка). Несколько лет назад неподалеку от бывшей конечной остановки Судоверфь им. Кирова была запечатлена на фото и гора шпал, которые, вероятно, остались от разобранных трамвайных линий.
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/UWPnDPEB7Nw.jpg)
Фрагменты линии на ул. Космонавта Комарова, 2014 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/dJ-8z63v6Xk.jpg)
Место, где ходил трамвай по ул. Космонавта Комарова, 2014 год
![](http://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2017/02/Vu-fufG-A1s.jpg)
Бывшее кольцо Судоверфь им. Кирова, 2014 год
Несмотря на засилье маршруток, ликвидация трамвая стала настоящей трагедией для жителей большой части улицы Космонавта Комарова: несколько кварталов полностью отрезаны от автодорог, а до ближайшей остановки автотранспорта отсюда примерно километр. Раньше единственным транспортом здесь был трамвай. Теперь нет ничего. Тяжелее всего местным жителям приходится в дождливую погоду, когда из-за грязи они не имеют возможности добраться до маршруток.
Читайте также: трамвайно-троллейбусные обещания властей Астрахани
В материале использованы фотографии Владислава Прудникова (transphoto.ru), Юрия LRTA (ymtram.mashke.org) и портала transphoto.ru.
По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 2
По следам астраханского трамвая. Часть 4
По следам астраханского трамвая. Часть 5