Воскресенье, Апрель 21, 2019

По следам астраханского трамвая. Часть 3

Маршрут-долгожитель

0ОсновноеТранспорт

Фото: Владислав Прудников, transphoto.ru, 2007 год

«Арбуз» продолжает вспоминать историю астраханского трамвая. Сегодня мы поговорим про маршрут № 3, который соединял Судоверфь им. Кирова (микрорайон Казачий) и Холодильники Рыбокомбината. Те, кто еще не читал про первые два маршрута астраханского трамвая, могут сделать это по ссылкам: маршрут № 1 и маршрут № 2.

Фото: transphoto.ru, ост. пл. Карла Маркса

«Тройка» — это маршрут, которому удалось просуществовать дольше других. Именно трамваи под номером 3 работали в Астрахани до 24 июля 2007 года — последнего дня существования трамвайной системы города. Именно трамвай этого маршрута последним заходил в депо. Вот как описывает тот вечер, когда астраханский трамвай последний раз высадил пассажиров и, навсегда попрощавшись с ними, зашел в депо, сотрудник бывшего астраханского трамвайно-троллейусного предприятия (и ныне работающий там — «Арбуз»).

«Заезжают вагоны в депо, но не все еще знали, что это последний день. Не было ясности, когда именно движение будет закрыто. Последний вагон ждут — «ну что, Света, ты последняя», — говорим вагоновожатой. «Да я знаю, все уже в парке», — ответила она. «Нет, Света, ты вообще последняя, больше трамвай никуда не пойдет». Помню, тишина такая воцарилась. Все мы друг на друга посмотрели, каждый о чем-то своем в тот момент думал. Поняли, что больше не нужны этому городу и властям. Молча поехали домой в этот день. Почти всем предлагали на троллейбус переучиваться, обещая хорошую перспективу, но сами видите, что в итоге получилось», — вспоминает собеседник «Арбуза».

Свою историю современный маршрут трамвая № 3 начинает с 1959 года. В отличие от других маршрутов, «тройка» курсировала между Холодильниками и Судоверфью им. Кирова на протяжении всех лет существования трамвайной системы города без каких-либо изменений до 2007 года.

Фото: Yury LRTA; «тройка» отправляется от к/ст «Холодильники», 2003 год

Вагон следовал от Холодильников Рыбокомбината по улице Латышева, сворачивая у Центрального стадиона на Татищева и двигаясь по ней до Анри Барбюса. Затем «тройка» уходила налево — к железнодорожному вокзалу, миновав который продолжала путь по улице Победы — к площади Карла Маркса (Кировский рынок). Миновав площадь, трамвай проезжал Цирк и по улице Каховского, которая в те годы выглядела лучше, чем сейчас, доезжал до остановки «Красный мост» (Большие Исады), после чего сворачивал на стрелке налево, двигаясь затем по улице Софьи Перовской.

Перегон пл. Карла Маркса — Цирк. 2007 год

Остановка «Цирк». 2007 год

Сход вагона «тройки» с рельсов. Апрель 2007 года

Улица Софьи Перовской — одно из немногих мест в Астрахани с однопутным движением для трамваев. Почти от самых Больших Исад и до остановки «Кинотеатр Спутник» движение осуществлялось в однопутном режиме. Часто можно было наблюдать картину, когда вагоны ждали, пока путь будет свободен, чтобы продолжить движение — в этом им помогали специальные световые индикаторы, подвешенные рядом с контактной сетью.

Участок однопутной линии на С. Перовской. На момент съемки — действующий. 2007 год

Еще более интересный участок пути на этой же улице проходил под железнодорожным путепроводом. Миновав Спутник, трамвай двигался в сторону Старого Кладбища и проезжал участок сплетения путей, когда две отдельные линии «вплетались» в пространство друг друга из-за ограниченного количества места под полотно для трамвая.

Линия под ж/д путепроводом на С. Перовской и «сплетение» трамвайных путей. 2007 год

Далее путь следования «тройки» проходил мимо Старого Кладбища, а затем снова уходил налево — на улицу Латвийскую — на мост через Ерик Казачий, после чего следовал поворот на улицу Космонавта Комарова. Здесь маршрут № 3 поджидал еще один однопутный участок. Примечательно, что этот участок планировалось в какой-то отдаленной перспективе сделать двухпутным, но эта перспектива так никогда и не наступила. Задел под второй путь был виден, как говорится, невооруженным глазом.

Улица Латвийская, мост через ерик Казачий, 2007 год

Поворот с ул. Латвийской на ул. Космонавта Комарова

В последние годы своей работы «тройка» редко приезжала на конечную остановку Судоверфь им. Кирова с достаточным количеством пассажиров. Во-первых, сама Судоверфь, для доставки рабочих на которую, маршрут № 3 в свое время и прокладывался, уже не функционировала на тот момент, во-вторых, конкуренцию у трамвая стремительно начали выигрывать маршрутки, на которые тогда пересаживались многие астраханцы.

Улица Космонавта Комарова, однопутный участок, 2007 год

Задел под второй путь на ул. Космонавта Комарова

К/ст Судоверфь им. Кирова (Казачий), 2007 год

Отметим, что в последние месяцы работы трамвай третьего маршрута курсировал между Судоверфью им. Кирова и Мясокомбинатом, поскольку линия к Холодильникам была закрыта в феврале 2007 года из-за начала работ по строительству моста через Болду в микрорайон Бабаевского.

Закрытое 19 февраля 2007 года кольцо «Холодильники»

Поворот закрытой 19 февраля 2007 года линии с ул. Латышева на ул. Татищева

Уже недействующая линия по ул. Анри Барбюса, 2007 год

Еще не демонтированная линия на ул. Победы, октябрь 2007 года

В некоторых местах и до наших дней сохранились рельсы линий «тройки». Их можно увидеть на ул. Космонавта Комарова, на Латвийской, а также у моста в створе улицы Яблочкова (стрелка). Несколько лет назад неподалеку от бывшей конечной остановки Судоверфь им. Кирова была запечатлена на фото и гора шпал, которые, вероятно, остались от разобранных трамвайных линий.

Фрагменты линии на ул. Космонавта Комарова, 2014 год

Место, где ходил трамвай по ул. Космонавта Комарова, 2014 год

Бывшее кольцо Судоверфь им. Кирова, 2014 год

Несмотря на засилье маршруток, ликвидация трамвая стала настоящей трагедией для жителей большой части улицы Космонавта Комарова: несколько кварталов полностью отрезаны от автодорог, а до ближайшей остановки автотранспорта отсюда примерно километр. Раньше единственным транспортом здесь был трамвай. Теперь нет ничего. Тяжелее всего местным жителям приходится в дождливую погоду, когда из-за грязи они не имеют возможности добраться до маршруток.

Читайте также: трамвайно-троллейбусные обещания властей Астрахани

В материале использованы фотографии Владислава Прудникова (transphoto.ru), Юрия LRTA (ymtram.mashke.org) и портала transphoto.ru.

По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 2
По следам астраханского трамвая. Часть 4
По следам астраханского трамвая. Часть 5

15 февраля 2017, 09:06

КОММЕНТАРИИ

5 комментариев

  1. Найденко Василий Петрович, р.п.Красные Баки, Нижегородская область 15.02.2017 at 15:25

    Я проживал на судоверфи Кирова (микрорайон Казачий) по улице Набережная Казачьего Ерика до 2003 года и постоянно пользовался трамваем, было очень удобно, сам микрорайон был чистый, в этом районе по Ерику ходили на байдарках, но вот побывав в августе прошлого года я увидел иную картину; воды на Ерике не увидишь, сплошной камыш, во круг домов сплошной бурьян, везде замусорено бытовыми отходами, такое впечатление что микрорайон стал призраком, а вот что трамваи ликвидировали, то без слез нельзя даже думать, это был безопасный и экологически чистый транспорт. Вряд ли где еще в России такое безумие совершили.

  2. георгий 15.02.2017 at 20:39

    Хорошие времена уже не вернешь о них можно теперь только вспоминать.

  3. Татьяна 04.10.2017 at 13:28

    Спасибо за статью, так искренно, так честно, так верно!
    Мне кажется, что на черно-белом снимке моя мама — на остановке женщина в белом платке. Скажите, пожалуйста, можно ли узнать дату съемки (хотя бы год) и какие-то подробности об этом кадре? Это очень важно для меня и моей семьи, т.к. ее уже давно нет в живых. Заранее благодарю!
    Фото: Фото: transphoto.ru, ост. пл. Карла Маркса.

  4. Астраханец 08.06.2018 at 12:28

    Практически единственное место в городе, где трамвай действительно мешал движению по автомагистрали был проезд под путепроводом в створе улицы Софьи Перовской. Почему во время его реконструкции, когда по Астрахани протягивали вторые пути главного железнодорожного хода на Кизляр, трамвайные пути там не перекинули в соседний створ (на снимке, который здесь приведен, они левее), не очень понятно. Там ведь и еще один пустой створ есть, куда можно было перенести тротуар. А трамвайную линию, после прохода под путепроводом, легко можно было снова повернуть в створ улицы. Да, пробки там возникали и при повороте на Студенческую. Но там надо было просто правильно настроить светофор и предписать движение из левого ряда строго направо, а из правого только прямо. Хотя, конечно, еще при строительстве в середине 1960-х вдоль улицы Софьи Перовской силами стройбата пяти пятиэтажных домов, одних из первых в Астрахани из силикатного кирпича, была допущено типичная для нашего города из-за экономии места и тяготения к уже существующим инженерным коммуникациям градостроительная «ошибка». Эти хрущобы поставили вдоль прежней красной линии, по которой (от крайнего с западно стоны дома до Красного моста) остались стоять и сейчас еще в большинстве своем стоят деревянные домишки. О возможности расширения улицы в будущем, как и почти всегда при коммунизме, никто из начальства в нашем городе тогда не думал. Да и шла здесь тогда однопутка с разъездом на остановке «Горобоз», которую позже переименовали в «Кинотеатр «Спутник», которая была закатан в асфальт и без огорожанивания бордюрами, как тогда и на Желябова в центре города, Богдана Хмельницкого, на Больших Исадах, на перекрестке ул. Анри Барбюса и Савушкина. Еще одним местом, где автомобилисты могли быть недовольны трамваем, был поворот на Больших Исадах. Но, во-первых — это не магистраль, а во-вторых основой причиной такого положение стало закрытие движения по Ингурчевскому (Ямгурчеевскому) мосту. До этого, при движении через Ивановский мост в сторону улицы Софьи Перовской, автомобили должны были сворачивать направо на Набережную 1 Мая и ехать по ней реверсивно до Ингурчевского моста с выходом на Красную набережную, по которой уже следовать до Красного моста. Закрыли Ингурчевский и поток пустили через Большие. Трамваи при повороте перекрывали своей средней частью как раз ту самую полосу движения, по которой надо добираться от Ивановского до Красного, а движение прямо (по ул Свердлова в сторону центра) там тогда было запрещено. Ну и на перекрестке улиц Свердлова и Желябова автомобильное тоже могло затрудняться из-за трамвая. Но ранее то он поворачивал направо, на набережную сразу после Таможенного моста через Кутум, а потом на улицу Ульяновых, после которой на Свердлова, и там потом еще и в 1970-х находились закатанные в асфальт пути. Можно было снова вернуться к этой схеме, которая могла создать помеху только автотранспорту, двигающемуся через мост со стороны Селения в центр, что легко регулируется светофором. А движение по набережной в сторону Больших Исад на участке от Стрелки до перекрестка с Желябова можно было и закрыть

  5. ЛОМОВЦЕВ МИХАИЛ 03.11.2018 at 17:17

    КОГДА ТО Я ЖИЛ НА КАЗАЧЬЕМ И ЧАСТО ЕЗДИЛ НА ТРАМВАЕ. НАДО БЫЛО ПОЛНОСТЬЮ ПРОВЕСТИ РЕМОНТ ПО ВСЕМУ МАРШРУТУ, А КОМУ ЭТО НАДО БЫЛО . МОЙ ПЛЕМЯННИК НАПРОТИВ УГЛА КЛАДБИЩА И ПОВОРОТА НА НАЧАЛОВО САМ НОЧЬЮ РЕМОНТИРОВАЛ РЕЛЬСЫ ПОТОМУ ЧТО НА ЗВОНКИ НИКТО НЕ ПРИЕЗЖАЛ, А РЕЛЬСЫ ХОДИЛИ ХОДУНОМ. ОЧЕНЬ ЖАЛКО ,ЭТО НАШЕ ДЕТСТВО И МЫ ПОМНИМ КОГДА ПОШЕЛ ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ И КАКОЙ ЭТО БЫЛ ПРАЗДНИК.

Ответить

Ваше мнение очень важно для нас, правда. Комментарий появится после премодерации (если там есть мат и оскорбления - не появится). *

Лента новостей