Понедельник, Декабрь 10, 2018

По следам астраханского трамвая. Часть 1

Каким был транспорт нашего города

0ОсновноеТранспорт

Улица Богдана Хмельницкого, 2003 год. Фото: Yury LRTA

Другие публикации из серии:
По следам астраханского трамвая. Маршрут №2
По следам астраханского трамвая. Маршрут №3
По следам астраханского трамвая. Маршрут №4
По следам астраханского трамвая. Маршрут «А»

2017 год — круглая дата для астраханского трамвая. Точнее, дата, связанная с его окончательным закрытием. Именно в 2007 году в Астрахани было полностью прекращено движение рельсового городского электротранспорта. Почти 10 лет спустя «Арбуз» предлагает вспомнить о трамвайных маршрутах нашего города и готовит по этому поводу серию публикаций. Начинаем с маршрута № 1.

Для начала немного истории. Трамвайное движение в Астрахани было открыто в далеком 1900 году — это одна из старейших трамвайных систем России. На пике своего развития (середина 70-х годов — начало 2000-х — «Арбуз») в Астрахани на линиях работали шесть маршрутов трамвая, включая легендарный маршрут «А» («Астрахань», круговой — «Арбуз»).

Улица Желябова (ныне Адмиралтейская). Трамвай №1 двигается мимо Лебединого озера в сторону Татар-Базара. Фото: transphoto.ru

Вагоны трамвая готовятся к выходу на линию. Начало 90-х. Фото: transphoto.ru

Но с 2005 года линии начали убирать. Сначала была ликвидирована линия в центре города, проходившая по улицам Фиолетова и Адмиралтейской (в то время — Желябова) от Детского мира до Татар-Базара. Затем, в начале 2007 года, закрывается трамвайное движение до конечной остановки «Холодильники», а с ним и вся линия по улицам Татищева и Латышева. В мае того же года начинается ремонт Ивановского моста в районе рынков Большие Исады и Маяк, который прерывает движение трамвая № 4 и ставит точку в работе самой длинной линии, которая пролегала до поселка Советский. 24 июля 2007 года закрывается движение последнего остававшегося на тот момент в городе маршрута № 3, который курсировал от Мясокомбината до микрорайона Казачий.

Историю маршрута № 1 мы начнем с советского времени (середины 50-х годов), когда в Астрахани начала появляться широкая (современная) трамвайная колея. Изначально вагоны этого маршрута курсировали между площадью Октябрьской и Холодильниками. Затем он был продлен до пл. Свободы (Татар-Базар). Ближе к концу 50-х годов «единичка» добралась уже до завода им. Сталина на ул. Адмирала Нахимова, а в середине 70-х сделала «рывок» сначала до завода 30 лет Октября, а затем, с вводом нового участка линии, и до пос. Советский.

Первый маршрут считался достаточно редким — вагоны ходили с большим интервалом, поэтому и фотографий с трамваями этого маршрута сохранилось немного. 

Итак, путь современного маршрута № 1 начинался на Холодильниках. Отметившись в диспетчерской, бригада в составе водителя и кондуктора отправлялась в путешествие через весь город: вагон выезжал на улицу Латышева, проезжая Станкостроительный завод, и, немного не доезжая до Центрального стадиона, уходил на улицу Татищева. В те годы это была именно «трамвайная» улица с очень узкой полоской автомобильной дороги.

Трамваи маршрутов №3 и №1 на конечной остановке «Холодильники», 2003 год, фото: Yury LRTA

Вагон двигался по Татищева до Александро-Мариинской больницы, а затем уходил направо — к Детскому миру и Селенским Исадам. Здесь трамвай наполнялся людьми — в 90-е годы желающих воспользоваться именно этим видом транспорта здесь было достаточно всегда.

Трамвай №1 на улице Свердлова. Ориентировочно — 70-е годы. Фото/скан: oitru

Забрав пассажиров, трамвай неспешно отправлялся под Новый мост, поворачивал на улицу Желябова (Адмиралтейскую), сворачивая затем на Свердлова. У гостиницы «Астраханская» единица поворачивала на Фиолетова и двигалась по ней до пл. Октябрьской, затем снова по Желябова до пл. Свободы (Татар-Базар).

Татар-Базар (площадь Свободы), 2003 год. Фото: Yury LRTA

Одна из наиболее живописных частей маршрута трамвая № 1 и других маршрутов, которые на тот момент курсировали здесь, начиналась именно с площади Свободы. Это и неудивительно, ведь проехать здесь мог только трамвай — ветхий и забытый всеми на свете, но по-своему красивый участок центра Астрахани, приводил в восторг гостей города, а горожане, живущие здесь, могли добраться до дома только на трамвае. Здесь неподалеку находилась самая «трамвайная» улица — Плещеева. Впрочем, забегать вперед не будем, к этой улице мы вернемся позже, в следующих статьях.

Трамвай на улице Волжской. Ориентировочно 2006 год.

Улица Богдана Хмельницкого, 2003 год. Фото: Yury LRTA

Линия в Жилгородке

Единичка на улицу Плещеева не заходила, двигаясь по Волжской до Богдана Хмельницкого, где трамвай уходил в Жилгородок, откуда движение шло фактически по прямой до самого поселка Советский. Богдана Хмельницкого переходила в Адмирала Нахимова и вагон мчался в конечной на другом конце города. Длина маршрута составляла примерно 18 километров.

Трамвай маршрута №1 следует по улице Адмирала Нахимова и прибывает на конечную остановку пос. Советский, 2003 год. Фото: Yury LRTA

С началом ликвидации трамвайного движения в 2005 году, маршрут № 1 был урезан, но не закрыт. Поскольку линия в центре города была демонтирована, трамваи этого маршрута стали курсировать между поселком Советский и площадью Свободы, чтобы горожане по-прежнему могли добираться до одного из крупнейших рынков Астрахани.

Примечательно, что для этого на площади Свободы даже было обустроено разворотное кольцо — это можно назвать единственным строительством какой-либо новой линии для астраханского трамвая за все 90-е и 2000-е годы даже несмотря на то, что уже через год с небольшим движение закроется окончательно. Впрочем, по свидетельствам очевидцев, урезанный маршрут популярностью не пользовался — конкуренция со стороны маршруток была весьма значительной, к тому же вездесущие Газели выигрывали у трамвая в скорости и комфорте.

Одна из последних фотографий вагона еще действующего маршрута №1, ориентировочно сентябрь 2006 года, ул. Богдана Хмельницкого

По данным некоторых источников, движение трамваев маршрута № 1 осуществлялось примерно до февраля 2007 года.

Какими были перспективы трамвая в нашем городе? Если вспомнить проекты мэрии Астрахани и генеральный план города, вышедший в свет как раз в 2007 году, то трамваю там отводилась весьма значительная роль, а речи о ликвидации рельсового транспорта в городе не было. Предполагалось ликвидировать трамваи только в центре города, зато построить линии вокруг города. Трамвай должен был стать «скоростным транспортом, который эффективно свяжет основные микрорайоны и промышленные зоны Астрахани между собой». Затем, правда, эти планы были «забыты», но городские власти некоторое время продолжали заявлять, что линия на поселок Советский будет оставлена. Планировалось сохранить в Астрахани один трамвайный маршрут, но это была не «единичка», а маршрут № 4. Об этом мы расскажем в следующих материалах по теме.

26 января 2017, 12:27

КОММЕНТАРИИ

9 комментариев

  1. Ваш читатель и почитатель 26.01.2017 at 12:37

    Спасибо за интересный материал. Хотелось бы почитать историю до финала: кто принимал решение о ликвидации маршрутов, куда в итоге делись вагоны и рельсы, поступили ли деньги за металлом в бюджет города, была ли действительно острая необходимость в ликвидации сразу всех маршрутов. Эту тему никто старается не затрагивать..

    • Не гость 26.01.2017 at 12:40

      Спасибо и вам. Об этом тоже будут отдельные материалы, когда «пройдёмся» по всем маршрутам. Следите за публикациями.

  2. Старый астраханец 26.01.2017 at 15:33

    Спасибо, дорогая редакция, интересно читать. Когда трамваи доживали свои дни я, как истинный автомобилист, поругивал эти неуклюжие вагоны и желал, чтобы они поскорее освободили нам улицы. Теперь же вспоминаю их с чувством ностальгии, ведь все детство и юность на них ездил.
    А по поводу дальнейшей судьбы вагонов могу внести свою небольшую лепту. В конце «двухтысячных» (год точно не помню, 2008 или 2009) пришлось мне по служебным делам побывать на территории завода лакокрасочного оборудования (сейчас «Антикормаш»), на ул. Школьная на Трусово. Завод уже практически не работал и территория использовалась, как говорится, «для прочих нужд». Зайдя в один из цехов (а цеха там весьма немаленькие), я с удивлением обнаружил в нем все наши трамвайчики! Стояли, бедные, плечом к плечу, уныло опустив дуги токоприемников. Никто из местных не дал мне внятного ответа, как они туда попали и что они там делают. И их дальнейшая судьба мне неизвестна. Ходили слухи, что к их исчезновению приложил руку один из наших бывших мэров с богоугодной фамилией, но слухи они и есть слухи.

  3. Криуша 27.01.2017 at 14:59

    Исправьте дату! Наверное 24 июля 2007 года закрылся маршрут N3,а не 2017!

    • Не гость 27.01.2017 at 15:32

      Спасибо за внимательность! Исправили.

  4. Елена-Астра 02.09.2017 at 19:46

    Помню, ездили классом каждый четверг на УПК (учебно-производственный комбинат), профобразования.
    Через реку Царев на мосту кто-то из наших обязательно кричал: смотрите!! Дельфины!!! И весь класс метался к окну! Пассажиры тоже присоединялись))) потом конечно все хохотали, поняв, что это шутка)))
    Но в тот момент я всегда пугалась, что трамвай перевернётся, настолько резко перемещалась по вагону масса пассажиров)))

  5. asometr 25.02.2018 at 19:06

    Сейчас в Астрахани «очень хорошо» обстоят дела с транспортом! Трамваи и троллейбусы ликвидировали, сократили почти все автобусные маршруты (осталось всего два). За всё время уничтожения транспорта (с 2005 по 2017 год) власти обещали много чего: и развитие троллейбуса, и появление аэробусов. Только никто ничего так и не сделал. В своё время говорили, что мы избавимся от пробок, ликвидировав трамваи. Ну и что? В центре города ужасные пробки, особенно вечером, маршрутки вечно переполненные. Ужас. На город плевать всем: и правительству, и местным жителям.

  6. Анатолий 31.07.2018 at 19:45

    Единственный областной центр в России, в котором практически отсутсвует общественный транспорт. Позор местной власти на всю Россию!!! Обидно,что даже в некоторых городах районного масштаба (Череповец,Таганрог и др.) есть и трамваи и автобусы и троллейбусы!

  7. руслан. 05.09.2018 at 16:03

    щас я посмотрел где доэтого ходил трамвай 3 космонавта камарово ущас участок трамвайной пути лежит но вез всякого трамвая. и на мосту чрез казачий ерик где улица латвийская. и трамвайный парк нужно заново строить трамвайное депо такчто надо возвращать трамваи когда начнут прицедуру с трамваями в 2027 году или раньше.

Ответить

Ваше мнение очень важно для нас, правда. Комментарий появится после премодерации (если там есть мат и оскорбления - не появится). *

Лента новостей