Пятница, Июнь 21, 2019

По следам астраханского трамвая. Часть 2

Вспомним маршрут № 2

«Арбуз» продолжает серию публикаций о канувшем в лету астраханском трамвае. В первой части серии мы вспомнили историю маршрута № 1, а теперь поговорим о не менее интересном маршруте трамвая № 2, который проработал в своем последнем варианте без изменений с 1967 по 2005 год.

«Двойка» фактически не имела собственной линии и дублировала загруженные некогда городские маршруты № 1 и №4, а также «оттягивала» на себя часть пассажиров кругового маршрута «А». В часы пикового пассажиропотока и в то время, когда маршрутками наш город наводнен еще не был, трамвай № 2 здорово выручал. В остальное время выпуск вагонов на линию сокращался или же они ходили несильно заполненными.

Второй трамвай связывал между собой ключевые точки города: Мясокомбинат, железнодорожный вокзал, Селенские исады, центр, Татар-Базар и Жилгородок. С развитием новых форматов торговли, впрочем, такая логистика стала менее актуальной, но трамвай до этого и не дожил — был ликвидирован чуть раньше.

Трамвайная линия на ул. Яблочкова, 2007 год. Фото: Владислав Прудников

Разворотное кольцо «двойки» на Мясокомбинате (створ ул. Яблочкова) было общим с трамваями четвертого маршрута, о которых мы будем говорить позже. Вагон проезжал всю улицу Яблочкова, а затем, в отличие от «четверки», сворачивал на Анри Барбюса и двигался по выделенной линии в сторону Детского мира и Селенских исад. К слову, трамвайную стрелку на спуске с моста в створе ул. Яблочкова можно наблюдать и сейчас — несколько лет назад рельсы просто закатали в асфальт, но они очень быстро проступили на поверхность, напоминая о былых временах.

Трамвай № 2 на улице Фиолетова. 1970-е годы

От Селенских исад маршрут № 2 пролегал в центр, где также курсировали трамваи № 1 и «А». Проехав через центр города (Желябова — Свердлова — Фиолетова — пл. Октябрьская — снова Желябова (ныне Адмиралтейская)), трамвай заворачивал к Татар-Базару. Там при необходимости вагон делал длительную остановку, там же всегда находились резервные вагоны.

«Двойка» на Татар-Базаре. 2003 год

Далее движение осуществлялось по улицам Котовского, Волжской и Богдана Хмельницкого. Проехав Жилгородок, вагон оставался фактически пустым, ведь совсем скоро была его конечная — река Царев. В отличие от маршрутов № 1 и № 4, «двойка» не шла до разворотного кольца «Аэропорт» или поселка Советский, а поворачивала налево сразу после железнодорожного путепровода, ведущего на Старый мост.

С началом поэтапной ликвидации трамвайного движения в Астрахани в 2005 году, маршрут № 2 первым попал под удар, ведь начался демонтаж трамвайных линий именно с центральной части города. Но, в отличие от легендарного кругового маршрута «А», не был полностью упразднен. Еще какое-то время в течение 2005-2006 года «двойка» курсировала по маршруту «Мясокомбинат — Татар-Базар» (через Большие Исады и ул. Плещеева, т.к. линии в центре больше не было — «Арбуз»), однако вагонов на линию выпускалось совсем мало и ходили они пустыми в любое время дня. Астраханцы все больше предпочитали гремящим, старым и медленным вагонам, комфортабельные и вездесущие маршрутки.

В начале 2007 года маршрут № 2 был полностью закрыт. До полной ликвидации трамвайного движения в городе оставалось еще полгода.

Второй трамвай, не считая фантомного маршрута № 5, оставил о себе самую скромную память. Фотографий вагонов, следующих по второму маршруту, сохранилось крайне мало. На сегодняшний день, кроме вышеупомянутой развилки в створе ул. Яблочкова, от «двойки» сохранилось кое-что и на другом конце города — неподалеку от бывшего разворотного кольца «Река Царев (Школа Милиции)». Здесь и сейчас можно увидеть фрагменты линии, а также светофор, который, вероятно, когда-то оповещал выезжающие из ворот Школы Милиции автомобили о приближении трамвая.

Фрагменты линии к кольцу «Река Царев», 2015 год

Остатки инфраструктуры, 2015 год

Место, где было разворотное кольцо «Река Царев», 2015 год

По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 3
По следам астраханского трамвая. Часть 4
По следам астраханского трамвая. Часть 5

6 февраля 2017, 15:26

КОММЕНТАРИИ

2 комментария

  1. Лариса 06.02.2017 at 20:20

    Очень жаль хороший был маршрут. Можно было поближе к дому доехать. ДО ЦАРЕВА. Теперь где была диспетчерская там свалка. А светофор сняли.

  2. Дмитрий 06.02.2017 at 23:23

    я ездил на трамвае с родителями когда мне было 4 года из детского сада домой и хорошо это помню (от трампарка до кт. Спутник) не так он уж и медленно ходил!!!

Ответить

Ваше мнение очень важно для нас, правда. Комментарий появится после премодерации (если там есть мат и оскорбления - не появится). *

Лента новостей