Среда, Сентябрь 18, 2019

По следам астраханского трамвая. Часть 5

Тот самый «А»

0ОсновноеТранспорт

Фото: Александр Туленков / transphoto.ru

По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 2
По следам астраханского трамвая. Часть 3
По следам астраханского трамвая. Часть 4

«Арбуз» завершает исторический экскурс в трамвайное прошлое нашего города. Сегодня мы вспомним, пожалуй, самый символичный для Астрахани трамвайный маршрут — «А», круговой. Он был закрыт самым первым, т.к. его линия проходила через центр и с приходом в 2004 году мэра Астрахани Сергея Боженова, быстро выяснилось, что виновник плохого состояния астраханского Кремля — именно трамвай. К тому же было заявлено о сильном вреде блуждающих токов, создающихся из-за курсирования вагонов по тогда еще улице Желябова.

Официальное закрытие линии в центре датируется 18 августа 2005 года, хотя фактически движение по Желябова было временно прекращено еще в июне того же года ввиду критически плохого состояния путей и отсутствия средств для их ремонта. Было решено, и небезосновательно, что «убитые» пути угрожают безопасности дорожного движения — сходы с рельсов вагонов были в Астрахани на тот момент вполне привычным делом.

После ликвидации «кругового», рельсы пролежат на отдельных участках его маршрута еще несколько лет — уберут их далеко не сразу. Например, улица Желябова, которая уже была переименована в Адмиралтейскую, какой-то период времени могла служить отличной декорацией для съемок какого-либо фильма ужасов: трамвайные рельсы в никуда, обрывки контактной сети, разбитый бывший завод им. Урицкого, на фоне мрачного весеннего неба. Отдельные фрагменты путей, впрочем, сохранились и сейчас, двенадцать лет спустя. Их можно увидеть на улицах Крупской, на перекрестке Бэра и Плещеева.

Владислав Прудников / transphoto.ru, остатки линии на Фиолетова, 2007 год

Владислав Прудников / transphoto.ru, остатки линии на Желябова, 2007 год

Маршрут «А» не имел конечной и начальной точки, поскольку был круговым. Диспетчерская у вагонов была на Татар-Базаре. От этого места и начнем свое путешествие. Итак, вагон отправлялся от Татар-Базара в сторону улицы Плещеева (курсировали круговые в обоих направлениях, мы выбрали вариант против часовой стрелки — прим. ред.).

Трамвайно-троллейбусный парк, 1991 год

Александр Туленков / transphoto.ru, 1991 год, Татар-Базар

Фото: Yury LRTA, улица Плещеева, 2003 год

Улица Свердлова, Большие Исады, 2003 год

Выехав на улицу Волжскую, вагон сворачивал затем на Плещеева, двигаясь в сторону Больших Исад вместе с трамваями маршрута № 4. Пробравшись сквозь главный городской рынок, трамвай «А» выезжал к крупнейшим транспортным узлам города — сначала на Площадь Карла Маркса, затем к железнодорожному вокзалу, после которого были Селенские Исады и детский мир. Затем, по улице Желябова, Свердлова, Фиолетова и снова Желябова приезжал на Татар-Базар.

Остановка «Цирк», 2003 год

Улица Анри Барбюса, 2003 год

Улица Анри Барбюса, 2003 год

Улица Желябова (Адмиралтейская), 2003 год

Улица Фиолетова, 2003 год

Таким образом, «А», помимо того, что давал прекрасную возможность совершить обзорную экскурсию по Астрахани, связывал воедино все главные городские рынки. Вся поездка по кругу в одну из сторон занимала порядка одного часа.

Фото: Владислав Прудников. Остатки трамвайной линии в центре. 2007 год

Фото: Григорий Санжаровский, 2007 год

После ликвидации кругового трамвайного маршрута городские власти попытались заменить «А» круговыми автобусами «АстраханьПассажирТранса» под номерами К1 и К2. Автобусы частично повторяли маршрут трамвая и даже охватывали новые районы, до которых рельсовый транспорт так и не добрался — район улиц Куликова, Софьи Перовской, Третий Юго-Восток, Николая Островского. Однако охватить некоторые улицы, например, улицы Плещеева, Волжскую или Крупской они не могли — проехать там мог только трамвай, ведь нормальных дорог не было. Кстати, именно по улице Плещеева в 2006 году «прокатился» по городу бывший на тот момент министром экономического развития России Герман Греф в сопровождении мэра города Сергея Боженова и губернатора Александра Жилкина.

Фото: astratransport.ru, Сергей Боженов, Александр Жилкин и Герман Греф в астраханском трамвае, весна 2006 года

Фото: Артем Дмитриев / fotobus.msk.ru, круговой автобус К2, так и не ставший полноценной заменой трамваю, 2013 год

Отметим, что заменившие трамвай круговые маршруты автобусов популярности у пассажиров так и не снискали, как и все остальные автобусы, призванные в свое время заменять закрытые трамвайные маршруты (3Т, 4Т — прим. ред.). «АстраханьПассажирТранс» постепенно сокращал количество выпускаемого на них подвижного состава, а несколько лет назад кольцевые маршруты и вовсе были ликвидированы из-за нерентабельности.

Как видим, городским властям так и не удалось полноценно заменить трамвайные маршруты, которые, по мнению многих экспертов, были и остаются гораздо более актуальными для Астрахани, нежели маршруты еще формально действующего в городе троллейбуса.

Заканчивая серию материалов о маршрутах астраханского трамвая, мы не закрываем данную тему. «На закуску» мы оставили материалы на тему того, что осталось от рельсового транспорта в городе на сегодняшний день, а также о том, какие планы по развитию общественного транспорта в городе вынашивали местные власти в разные годы. Оставайтесь с нами!

 

24 апреля 2017, 09:01

КОММЕНТАРИИ

20 комментариев

  1. Старый астраханец 24.04.2017 at 09:25

    Дорогая редакция, вы описали пять маршрутов, а ведь их было шесть! Какое-то время был еще маршрут №5: Холодильники -ж/д вокзал-Мясокомбинат. Вагонов на нем было мало, 2-3, а то и вовсе 1 вагон. Но маршрут был, сам лично видел выгоны с такой табличкой (может даже ездил на нем, сейчас не помню-старческий склероз).
    Но в любом случае спасибо за интересный материал.

  2. Не гость 24.04.2017 at 09:32

    Спасибо!
    Маршрут №5 действительно был, он прекратил свое существование в 1999 году. Но линии, по которым он проезжал, мы описывали в других текстах, поэтому отдельный про него писать не стали.

    • Елена 02.09.2017 at 20:34

      Пятерка ходила только утром и вечером- она соединяла мясокомбинат и холодильники.

  3. потриот 24.04.2017 at 09:45

    по Боженову С давно тюрьма плачет ещё со времён 90-х годов, а он до сих пор на свободе.

  4. Вячеслав 24.04.2017 at 10:04

    Автор точно не ошибся? Не Гужвин возил в трамвае Путина, тогда еще премьер-министра, по улице Плещеева, а Боженов Грефа? Помнится, что «традиция показывать город из окон трамвая», началась с Гужвина. Даже репортаж был, в духе: «Гужвин настолько долго в политике, что может себе позволить показать высшему должностному лицу государства показать «проблемные точки города, без ущерба своему «имиджу»»….

    • Не гость 24.04.2017 at 10:10

      Нет, автор не ошибся. Возили действительно Грефа, и на просторах сети даже материал об этом сохранился.

  5. астраханка 24.04.2017 at 14:10

    ликвидировав движение трамвая в Астрахани, никакого прогресса не добились. Город стал еще более провинциальным. И для пенсионеров это крайне не удобно. в общем, ничего хорошего этим решением не добились.

  6. слоняра 24.04.2017 at 15:05

    «какой-то период времени могла служить отличной декорацией для съемок какого-либо фильма ужасов: трамвайные рельсы в никуда, обрывки контактной сети, разбитый бывший завод им. Урицкого, на фоне мрачного весеннего неба. »

    Это наверное постоянно для астрахани будет.И в огромном городе обязательно должны быть трамваи, особенно по узким улочкам-романтика,авто туда лучше не соваться.Но при этом трамваи должны быть новыми лучше чешскими…

  7. Алия 24.04.2017 at 19:17

    Алия Трамвай соединял все районы Астрахани .Это было здорово!

    • Артем вроде бы 25.04.2017 at 19:48

      кроме трусовского, на трусово исторически забили и там нет нормального транспорта….

  8. Алекс 24.04.2017 at 20:27

    А ещё Боженов утверждал,что все болезни астраханских бабушек,которые они накапливают к 70 годам,от акаций растущих по дороге в булочною. И поэтому движимый чистым человеколюбием,приказал истребить эти вредоносные деревья в городе. За что ему астраханцы безмерно благодарны… .

  9. Сергей 25.04.2017 at 12:53

    Хороший материал, спасибо. Даже прослезился местами, особенно когда про третий маршрут писали о том, что водитель «Последняя»…
    Обидно, что вот так всё получилось. Что по чьей-то прихоти и жажде наживы нас этого всего лишили. Нас много чего лишили. И обидно, что мы все смотрим на это и молчим, а чаще просто бессильны.
    Почему мы не требуем вернуть всё это? Что нас ждет в итоге? Расплодили «ГАЗелей», подсадили народ на этот вид транспорта, в замен ничего не дали. С Советского поселка кроме маршруток ни на чем уехать нельзя.
    Смотрю на всё и понимаю, пока мысами не начнем что-то делать, что-то требовать, ничего не изменится.
    А трамваи жаль. Может вернут?.. (Самому смешно стало)))

  10. Аркадий 25.04.2017 at 13:53

    Рано или поздно трамвай вернется в Астрахань, только в современном виде

    • Старый астраханец 25.04.2017 at 15:16

      Ага, в XXII веке на анти гравитационной подушке. Не в этой жизни,Аркадий.

  11. экзорцист 25.04.2017 at 23:29

    что-то изменить нужна революция ибо ждать когда смениться власть бессмысленно.Все реформы 90-х основаны на обмане что рыночная экономика двинет Россию вперед.А кто сейчас полезет на баррикады?

  12. Галина 25.04.2017 at 23:32

    С теплом вспоминаю трамвай № 3. В студенческие годы (не было тогда ещё этих тараканов-газелей) приезжала я раненько утром из родного районного города поездом в Астрахань. Дотаскивала с трудом тяжеленные сумки до трамвайной остановки, забиралась в тройку и прямо до остановки Рыбвтуз. Очень удобно было. А еще, помнится, на день города проезд в трамвае был бесплатным. Жаль, что не сберегли историю.

    • Астраханка 30.04.2017 at 01:39

      как правило, революциями ничего доброго не добиться!!! Это всё только игра искренними надеждами простых людей, а наживаются на этих революциях те, кто просто преследует свой корыстный интерес, еще и деньги повод отмыть.(((

  13. Алексей 24.07.2017 at 15:20

    Спасибо,с интересом прочитал материалы,мне хоть и немного лет (23) но трамваи я застал,помню как я добирался д бабушки которая жила на казачьем,садился с Адм Нахимова на 4 доезжал до Каховского и пересаживался на 3 пусть времени уходило много,но за то было безопасно,она сама к нам приезжала часто почти каждые выходные,она не тратила деньги у неё был проездной,после закрытия путей она расплакалась,сама когда то работала кондуктором а трамвае 3 и говорила,что всему виной маршрутки и власти,если бы не запустили маршрутки трамваи бы никому не мешали,то же самое сейчас и с троллейбусами,власти хотят зарабатывать деньги,а не платить людям заплату за то,что они возят людей за 10 рублей,нужно чтобы возили за 20 и черт пойми кто,все это грустно и печально.

  14. МОРОЗ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, ЖИТЕЛЬНИЦА С. НАЧАЛО 27.02.2018 at 23:58

    А ЕЩЁ ПРО ЕРИКИ НАДО НАПИСАТЬ И ПОКАЗАТЬ КАКИЕ ОНИ БЫЛИ И КАКИЕ СТАЛИ. ВЛАСТИ ТОЛЬКО СВОИ ТЕРРИТОРИИ ОБУСТРАИВАЮТ, ТАМ ГДЕ РАБОТАЮТ И ГДЕ ЖИВУТ. И ТРАМВАИ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ УБРАЛИ,ЧТО БЫ МЕНЬШЕ ХЛОПОТ И ЗАБОТ БЫЛО, ДА И МАШИНАМ ЧТО БЫ СВОБОДНО БЫЛО……

  15. Евлампий 16.05.2019 at 02:11

    Вводите электро-маршрутки с повышенным уровнем комфорта внутри. За «несидячего» пассажира отъём лицензии.
    Дело не в трамваях или троллейбусах, а в загрязнении города выхлопными газами.

Ответить

Ваше мнение очень важно для нас, правда. Комментарий появится после премодерации (если там есть мат и оскорбления - не появится). *

Лента новостей