«Трамвайно-троллейбусные» обещания властей Астрахани

О чем говорилось, и что есть на самом деле

0ОсновноеТранспорт

Фото: Борис Булычев

Несколько дней назад «Российская Газета» опубликовала статью, в которой говорилось о том, что в России могут практически полностью исчезнуть трамваи. Эксперты издания предостерегли власти многих городов от опрометчивых шагов по ликвидации трамвайного движения, отметив, что ставить крест на этом виде транспорта — большая ошибка. С начала 2000-х годов трамваев лишились такие крупные города как Воронеж, Архангельск, Шахты, Иваново, Рязань и Астрахань.

Власти Астрахани ликвидировали трамвай в 2007 году вполне сознательно, но ошибкой это не считали. По крайней мере, взамен горожанам обещали гораздо более совершенную и комфортную транспортную систему.

Уйдет трамвай и будет рай

24 июля 2007 года в Астрахани было полностью закрыто движение трамваев. Именно в этот день была прекращена работа последнего оставшегося трамвайного маршрута №3. Сергей Боженов, являвшийся на тот момент мэром города, убеждал астраханцев, что взамен они получат город без пробок и новые троллейбусные линии. Мы решили вспомнить, что из этих обещаний сбылось, а что так и осталось лишь громкими словами.

После закрытия трамвайного маршрута №4, который следовал от Мясокомбината до поселка Советский, была начата реконструкция улиц Адмирала Нахимова и Богдана Хмельницкого. Ликвидация трамвайных путей позволила расширить проезжую часть. Кроме того, были обустроены остановочные карманы и тротуары. Работы были выполнены качественно, поэтому относительно хорошим асфальтовым покрытием этой улицы мы можем быть довольны и сегодня.

Улице Татищева повезло меньше. Ее хоть и отремонтировали в итоге, помпезно открыв в 2012 году, но ремонт был долгим — с переменным успехом его вели с 2008 года. Качество работ после открытия Татищева, вызвало много нареканий у автомобилистов, ведь ровным асфальтовое покрытие там назвать никак нельзя. По слухам, за получение данного заказа компания-подрядчик должна была отдать в качестве «отката» порядка половины изначальной стоимости работ по реконструкции. Если данные слухи имеют под собой основания, то качество выполненных работ удивления вызывать не должно.

Расширили после демонтажа трамвайных путей улицу Латышева. Как потом оказалось, очень вовремя и кстати. Ведь уже через 6 лет после закрытия трамвая в Астрахани из-за аварийного аварийного состояния был закрыт Кирикилинский мост, после чего весь двигавшийся по нему транспортный поток направился как раз вдоль бывшего пути трамвая.

Отчасти привели в порядок и улицу Софьи Перовской. Но именно отчасти, поскольку участок этой улицы от остановки «Спутник» до рынка Большие Исады до сих пор хранит память о трамвае — при повороте с улицы Студенческой дорога резко сужается без каких-либо предупреждающих знаков, что стало причиной повреждений десятков автомобилей, въезжающих в торчащие из асфальта остатки бордюрного камня, который когда-то обрамлял трамвайную линию.

Улица Анри Барбюса также до сих пор не приведена в порядок после ликвидации трамвайного движения. Особенно ярко об этом свидетельствует состояние остановки общественного транспорта напротив торгового комплекса «Ярмарка» — на бывшей трамвайной «выделенке» уже многие годы прекрасно себя чувствуют таксисты-«бомбилы», представая в качестве одного из первых впечатлений для приезжающих в наш город.

Год назад после долгого простоя была реконструирована улица Победы. Выделенное под трамвайные рельсы место здесь закатали в асфальт, расширив проезжую часть — улица стала удобной для движения.

Улица Яблочкова, как и мост в ее створе над путепроводом, находятся в том же состоянии, что и 9 лет назад — мост с трамвайными рельсами, а улица — с заброшенной территорией посередине, которую периодически перекапывают. Споры относительно того, что сделать в середине улицы Яблочкова — расширить за ее счет проезжую часть или же создать аллею по аналогии с улицей Савушкина, не утихают уже много лет, однако ничего так и не делается и причина здесь не в спорах, а в отсутствии денег.

В совсем плачевном состоянии пребывают такие «трамвайные» астраханские улицы как Каховского, Плещеева, Космонавта Комарова и Крупской. Здесь рельсы были последним оплотом цивилизации и после их демонтажа местность приобрела еще более заброшенный вид. Более-менее повезло лишь улице Волжской, которую недавно заасфальтировали.

Подводя итог реконструкции улиц Астрахани после ликвидации на них трамвайного движения, можно сказать, что отчасти проблему пробок удалось решить на улицах Победы (в сторону железнодорожного вокзала), Адмирала Нахимова и Богдана Хмельницкого. Ввод обновленной улицы Татищева, как оказалось, не разгрузил параллельную улицу Савушкина — без третьего моста через Волгу для большегрузов эту проблему решить вряд ли удастся. Зато для легковых автомобилей стало немного легче.

Улица Плещеева, 2007 год. Фото: Владислав Прудников / transphoto.ru

Улица Плещеева, 2007 год. Фото: Владислав Прудников / transphoto.ru

Куда пойдет троллейбус?

Теперь о том, какие маршруты троллейбусов предлагались горожанам. Всего в Астрахани, где на 2007 год работало четыре троллейбусных маршрута, а по планам их постепенно должно было стать почти в три раза больше, а именно одиннадцать. Это отражено в программе «Развитие городского электрического транспорта города Астрахани на 2008 — 2011 годы».

Троллейбусы должны были не только заменить ликвидированные трамваи и их маршруты, но и стать одним из флагманов городского транспорта. Новые линии «рогатых» должны были появиться на улицах Богдана Хмельницкого, Адмирала Нахимова, Софьи Перовской, Яблочкова, Магнитогорской, Бакинской, Магистральной, Псковской и других. Также планировалось приобретение новых троллейбусов и строительство нового троллейбусного парка.

То, как эти масштабные планы были реализованы в действительности, можно наблюдать сейчас на улицах Астрахани на примере двух еще пока существующих троллейбусных маршрутов и частых дискуссий о полном закрытии движения этого вида транспорта в городе.

Таким образом, обещанного развития транспортной системы в Астрахани так и не произошло, а спустя почти 10 лет — в 2016 году — наш город стоит одним из первых на очереди в список российских городов, которые полностью остались без электрического транспорта и вряд ли восстановят его движение в обозримом будущем.

7 августа 2016, 11:47

Лента новостей