По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 2
По следам астраханского трамвая. Часть 3
По следам астраханского трамвая. Часть 4
«Арбуз» завершает исторический экскурс в трамвайное прошлое нашего города. Сегодня мы вспомним, пожалуй, самый символичный для Астрахани трамвайный маршрут — «А», круговой. Он был закрыт самым первым, т.к. его линия проходила через центр и с приходом в 2004 году мэра Астрахани Сергея Боженова, быстро выяснилось, что виновник плохого состояния астраханского Кремля — именно трамвай. К тому же было заявлено о сильном вреде блуждающих токов, создающихся из-за курсирования вагонов по тогда еще улице Желябова.
Официальное закрытие линии в центре датируется 18 августа 2005 года, хотя фактически движение по Желябова было временно прекращено еще в июне того же года ввиду критически плохого состояния путей и отсутствия средств для их ремонта. Было решено, и небезосновательно, что «убитые» пути угрожают безопасности дорожного движения — сходы с рельсов вагонов были в Астрахани на тот момент вполне привычным делом.
После ликвидации «кругового», рельсы пролежат на отдельных участках его маршрута еще несколько лет — уберут их далеко не сразу. Например, улица Желябова, которая уже была переименована в Адмиралтейскую, какой-то период времени могла служить отличной декорацией для съемок какого-либо фильма ужасов: трамвайные рельсы в никуда, обрывки контактной сети, разбитый бывший завод им. Урицкого, на фоне мрачного весеннего неба. Отдельные фрагменты путей, впрочем, сохранились и сейчас, двенадцать лет спустя. Их можно увидеть на улицах Крупской, на перекрестке Бэра и Плещеева.
Маршрут «А» не имел конечной и начальной точки, поскольку был круговым. Диспетчерская у вагонов была на Татар-Базаре. От этого места и начнем свое путешествие. Итак, вагон отправлялся от Татар-Базара в сторону улицы Плещеева (курсировали круговые в обоих направлениях, мы выбрали вариант против часовой стрелки — прим. ред.).
Выехав на улицу Волжскую, вагон сворачивал затем на Плещеева, двигаясь в сторону Больших Исад вместе с трамваями маршрута № 4. Пробравшись сквозь главный городской рынок, трамвай «А» выезжал к крупнейшим транспортным узлам города — сначала на Площадь Карла Маркса, затем к железнодорожному вокзалу, после которого были Селенские Исады и детский мир. Затем, по улице Желябова, Свердлова, Фиолетова и снова Желябова приезжал на Татар-Базар.
Таким образом, «А», помимо того, что давал прекрасную возможность совершить обзорную экскурсию по Астрахани, связывал воедино все главные городские рынки. Вся поездка по кругу в одну из сторон занимала порядка одного часа.
После ликвидации кругового трамвайного маршрута городские власти попытались заменить «А» круговыми автобусами «АстраханьПассажирТранса» под номерами К1 и К2. Автобусы частично повторяли маршрут трамвая и даже охватывали новые районы, до которых рельсовый транспорт так и не добрался — район улиц Куликова, Софьи Перовской, Третий Юго-Восток, Николая Островского. Однако охватить некоторые улицы, например, улицы Плещеева, Волжскую или Крупской они не могли — проехать там мог только трамвай, ведь нормальных дорог не было. Кстати, именно по улице Плещеева в 2006 году «прокатился» по городу бывший на тот момент министром экономического развития России Герман Греф в сопровождении мэра города Сергея Боженова и губернатора Александра Жилкина.
Отметим, что заменившие трамвай круговые маршруты автобусов популярности у пассажиров так и не снискали, как и все остальные автобусы, призванные в свое время заменять закрытые трамвайные маршруты (3Т, 4Т — прим. ред.). «АстраханьПассажирТранс» постепенно сокращал количество выпускаемого на них подвижного состава, а несколько лет назад кольцевые маршруты и вовсе были ликвидированы из-за нерентабельности.
Как видим, городским властям так и не удалось полноценно заменить трамвайные маршруты, которые, по мнению многих экспертов, были и остаются гораздо более актуальными для Астрахани, нежели маршруты еще формально действующего в городе троллейбуса.
Заканчивая серию материалов о маршрутах астраханского трамвая, мы не закрываем данную тему. «На закуску» мы оставили материалы на тему того, что осталось от рельсового транспорта в городе на сегодняшний день, а также о том, какие планы по развитию общественного транспорта в городе вынашивали местные власти в разные годы. Оставайтесь с нами!