Другие публикации из серии:
По следам астраханского трамвая. Маршрут №2
По следам астраханского трамвая. Маршрут №3
По следам астраханского трамвая. Маршрут №4
По следам астраханского трамвая. Маршрут «А»
2017 год — круглая дата для астраханского трамвая. Точнее, дата, связанная с его окончательным закрытием. Именно в 2007 году в Астрахани было полностью прекращено движение рельсового городского электротранспорта. Почти 10 лет спустя «Арбуз» предлагает вспомнить о трамвайных маршрутах нашего города и готовит по этому поводу серию публикаций. Начинаем с маршрута № 1.
Для начала немного истории. Трамвайное движение в Астрахани было открыто в далеком 1900 году — это одна из старейших трамвайных систем России. На пике своего развития (середина 70-х годов — начало 2000-х — «Арбуз») в Астрахани на линиях работали шесть маршрутов трамвая, включая легендарный маршрут «А» («Астрахань», круговой — «Арбуз»).
Но с 2005 года линии начали убирать. Сначала была ликвидирована линия в центре города, проходившая по улицам Фиолетова и Адмиралтейской (в то время — Желябова) от Детского мира до Татар-Базара. Затем, в начале 2007 года, закрывается трамвайное движение до конечной остановки «Холодильники», а с ним и вся линия по улицам Татищева и Латышева. В мае того же года начинается ремонт Ивановского моста в районе рынков Большие Исады и Маяк, который прерывает движение трамвая № 4 и ставит точку в работе самой длинной линии, которая пролегала до поселка Советский. 24 июля 2007 года закрывается движение последнего остававшегося на тот момент в городе маршрута № 3, который курсировал от Мясокомбината до микрорайона Казачий.
Историю маршрута № 1 мы начнем с советского времени (середины 50-х годов), когда в Астрахани начала появляться широкая (современная) трамвайная колея. Изначально вагоны этого маршрута курсировали между площадью Октябрьской и Холодильниками. Затем он был продлен до пл. Свободы (Татар-Базар). Ближе к концу 50-х годов «единичка» добралась уже до завода им. Сталина на ул. Адмирала Нахимова, а в середине 70-х сделала «рывок» сначала до завода 30 лет Октября, а затем, с вводом нового участка линии, и до пос. Советский.
Первый маршрут считался достаточно редким — вагоны ходили с большим интервалом, поэтому и фотографий с трамваями этого маршрута сохранилось немного.
Итак, путь современного маршрута № 1 начинался на Холодильниках. Отметившись в диспетчерской, бригада в составе водителя и кондуктора отправлялась в путешествие через весь город: вагон выезжал на улицу Латышева, проезжая Станкостроительный завод, и, немного не доезжая до Центрального стадиона, уходил на улицу Татищева. В те годы это была именно «трамвайная» улица с очень узкой полоской автомобильной дороги.
Вагон двигался по Татищева до Александро-Мариинской больницы, а затем уходил направо — к Детскому миру и Селенским Исадам. Здесь трамвай наполнялся людьми — в 90-е годы желающих воспользоваться именно этим видом транспорта здесь было достаточно всегда.
Забрав пассажиров, трамвай неспешно отправлялся под Новый мост, поворачивал на улицу Желябова (Адмиралтейскую), сворачивая затем на Свердлова. У гостиницы «Астраханская» единица поворачивала на Фиолетова и двигалась по ней до пл. Октябрьской, затем снова по Желябова до пл. Свободы (Татар-Базар).
Одна из наиболее живописных частей маршрута трамвая № 1 и других маршрутов, которые на тот момент курсировали здесь, начиналась именно с площади Свободы. Это и неудивительно, ведь проехать здесь мог только трамвай — ветхий и забытый всеми на свете, но по-своему красивый участок центра Астрахани, приводил в восторг гостей города, а горожане, живущие здесь, могли добраться до дома только на трамвае. Здесь неподалеку находилась самая «трамвайная» улица — Плещеева. Впрочем, забегать вперед не будем, к этой улице мы вернемся позже, в следующих статьях.
Единичка на улицу Плещеева не заходила, двигаясь по Волжской до Богдана Хмельницкого, где трамвай уходил в Жилгородок, откуда движение шло фактически по прямой до самого поселка Советский. Богдана Хмельницкого переходила в Адмирала Нахимова и вагон мчался в конечной на другом конце города. Длина маршрута составляла примерно 18 километров.
С началом ликвидации трамвайного движения в 2005 году, маршрут № 1 был урезан, но не закрыт. Поскольку линия в центре города была демонтирована, трамваи этого маршрута стали курсировать между поселком Советский и площадью Свободы, чтобы горожане по-прежнему могли добираться до одного из крупнейших рынков Астрахани.
Примечательно, что для этого на площади Свободы даже было обустроено разворотное кольцо — это можно назвать единственным строительством какой-либо новой линии для астраханского трамвая за все 90-е и 2000-е годы даже несмотря на то, что уже через год с небольшим движение закроется окончательно. Впрочем, по свидетельствам очевидцев, урезанный маршрут популярностью не пользовался — конкуренция со стороны маршруток была весьма значительной, к тому же вездесущие Газели выигрывали у трамвая в скорости и комфорте.
По данным некоторых источников, движение трамваев маршрута № 1 осуществлялось примерно до февраля 2007 года.
Какими были перспективы трамвая в нашем городе? Если вспомнить проекты мэрии Астрахани и генеральный план города, вышедший в свет как раз в 2007 году, то трамваю там отводилась весьма значительная роль, а речи о ликвидации рельсового транспорта в городе не было. Предполагалось ликвидировать трамваи только в центре города, зато построить линии вокруг города. Трамвай должен был стать «скоростным транспортом, который эффективно свяжет основные микрорайоны и промышленные зоны Астрахани между собой». Затем, правда, эти планы были «забыты», но городские власти некоторое время продолжали заявлять, что линия на поселок Советский будет оставлена. Планировалось сохранить в Астрахани один трамвайный маршрут, но это была не «единичка», а маршрут № 4. Об этом мы расскажем в следующих материалах по теме.