Астрахань тихо и незаметно попрощалась с троллейбусом. Город вряд ли заметил исчезновения с улиц «рогатых», поскольку в последние годы этот вид транспорта, чего уж греха таить, популярностью не пользовался. Однако в СМИ некое подобие скандала все же случилось. Заметив исчезновение с улиц троллейбусов, «Арбуз» сообщил об этом, после чего информацию подхватили почти все наши коллеги. Новость о лишении Астрахани последних остатков электротранспорта заинтересовала и федеральные СМИ — на Первом канале также сообщили об этом событии.
Отмалчиваться предпочитают лишь в администрации Астрахани, где никаких заявлений по поводу окончательной остановки троллейбусного движения в городе не сделали до сих пор. Примечательно, что раньше городские чиновники активно участвовали в дискуссиях на тему будущего троллейбуса, однако сейчас все дружно и уверенно набрали в рот воды. Не смог ничего прояснить «Арбузу» и начальник транспортного управления городской администрации Тахир Биймурзаев, заявивший, что регламент не позволяет ему говорить на эту тему.
По словам одного из собеседников «Арбуза» в администрации Астраханской области, объяснить такое поведение муниципальных властей можно боязнью скандала в СМИ накануне выборов президента. «Сейчас Москва очень пристально следит за информационным пространством и даже виртуальные волнения никому не нужны. Поэтому все боятся, что «получат по ушам» за какие-либо неосторожные слова и предпочитают по максимуму молчать о любых вещах, которые даже теоретически могут вызвать бурную реакцию общественности», — говорит сотрудник областной администрации.
Окончательная ликвидация троллейбусного движения — не самое главное событие в городе. Астраханский троллейбус уже давно был больше фантомом, чем реальным транспортом, перевозя десятые доли процента от общего пассажиропотока, на котором плотно «сидят» маршрутки. Ликвидировать троллейбус в его нынешнем состоянии нужно было еще несколько лет назад, чтобы сэкономить десятки миллионов бюджетных денег, но каждый раз городские власти били себя кулаком в грудь, заявляя, что троллейбус не только будет спасен, но и представляя план его развития на суд общественности.
Началось все еще с Сергея Боженова, который, после окончательной ликвидации трамвайного движения победоносно сообщал о грядущем «золотом веке» троллейбуса: линии для «рогатых» предполагалось протянуть в самые отдаленные районы. Троллейбус должен был стать самым эффективным транспортом в городе, а вот маршрутки должны были потесниться. Где-то в этот момент, вероятно, громко смеялись те, кого принято называть «маршруточным лобби». Надо ли говорить, что планы Боженова так и канули в небытие вместе с самим Сергеем Анатольевичем?
Следующим градоначальником, выступившим хоть и с более скромными, но тоже решительными заявлениями, был сменивший Боженова на посту мэра Астрахани Михаил Столяров. Он попросил в 2012 году у астраханцев некоторое время для наведения порядка с пассажирскими перевозками (летом 2012 года Столяров попросил тайм-аут по транспортным вопросам до 15 сентября 2012 года — «Арбуз»). После оговоренного срока, впрочем, ничего не произошло. Транспортная система города продолжала находиться в состоянии полного хаоса. Стоит отметить, что при Столярове в городе попыталась начать работу транспортная компания «ОМНИ-Транс» из Волгограда, которая вывела на линии некоторых самых загруженных маршрутов автобусы средней вместимости «Волгабас». Однако проработать долго компания в Астрахани не смогла — то самое маршруточное лобби быстро ее «съело с потрохами». По слухам, например, водителей «оранженых автобусов» избивали на конечных остановках, а сами автобусы также часто пытались каким-либо образом повредить. Такая «конкуренция по-астрахански» определила победителя, которым, конечно же, оказались маршрутки.
Периодически громко сотрясал воздух пространными заявлениями о необходимости наводить порядок в транспортной сфере и губернатор Александр Жилкин. Однако вспоминать его высказывания даже нет смысла — там не было вообще никакой конкретики.
Нынешний глава администрации Астрахани Олег Полумордвинов уже не говорил столь рьяно о желании бороться с маршрутками, но в 2015 году публично обещал развивать троллейбус. Уже тогда возникали резонные вопросы — зачем? Ведь было хорошо известно, что никто не собирается строить новые линии и даже линию по улицам Каховского/Софьи Перовской, о которой одно время говорили как о спасении троллейбуса (кольцевая линия пользовалась бы гораздо бОльшей популярностью, нежели нынешняя сеть — «Арбуз»). Но Полумордвинов в любом случае обещал выводить на линии больше машин, продлить работу троллейбуса до полуночи и всячески содействовать развитию автобусно-троллейбусного предприятия.
Какое-то время троллейбусов действительно стало больше, а работать «рогатые» начали допоздна. Однако продолжался сей банкет недолго и вскоре все встало на свои места, а затем движение и вовсе несколько раз останавливалось — долги за электроэнергию и изношенность тяговых подстанций делали свое дело. Но чиновники каждый раз зачем-то «героически» спасали троллейбус. На фоне этих «спасений» приказал долго жить «АстраханьПассажирТранс» — город фактически был лишен и больших автобусов. Где-то по-прежнему тихо продолжало смеяться «маршруточное лобби».
Незадолго до закрытия троллейбуса чиновники правительства Астраханской области рассказали, в чем они видят замену электротранспорту, изжившему себя — в электробусах. Именно их решено завезти в Астрахань, и именно они должны эффективно заменить троллейбус. А теперь перенесемся на 10 лет назад и вспомним заявления Сергея Боженова о эффективной замене трамваев троллейбусами.
Что мы имеем сейчас? Имеем десятилетие громких заявлений чиновников всех уровней о развитии транспортной системы Астрахани, а на деле — фактически полную ликвидацию этой транспортной системы. И смех «маршруточного лобби».