Сегодня исполняется ровно 10 лет с момента полного закрытия трамвайного движения в Астрахани. Вечером 24 июля в тогда еще трамвайно-троллейбусный парк зашел последний вагон маршрута № 3. Больше трамваи не выезжали из парка на регулярные маршруты — их заменили автобусы средней вместимости зеленого цвета, курсировавшие по маршрутам, отчасти дублирующим трамвайные — 3Т и 4Т (впоследствии оба этих маршрута также канули в небытие — прим. ред.).
Напомним, что трамвайную систему Астрахани начали закрывать поэтапно: в июне 2005 года было приостановлено движение трамваев в центре города — по улицам Адмиралтейской, Свердлова и Фиолетова. В августе того же года линия там демонтирована и движение закрыто официально. Закрывается круговой маршрут «А», а маршруты 1 и 2 начали курсировать в укороченных вариантах. В феврале 2007 года в связи с началом строительства нового моста в микрорайон Бабаевского в створе ул. Латышева, закрывается разворотное кольцо «Холодильники» и вся линия по ул. Татищева/Латышева. Маршруты № 1 и 2 закрываются, маршрут № 3 перенаправляется до оборотного кольца «Мясокомбинат». 24 мая 2007 года в связи с началом ремонта Ивановского моста (район рынка «Маяк») закрывается вся линия в пос. Советский, а с ней и маршрут № 4. Маршрут № 3 проработал до 24 июля, курсируя между последними оставшимися конечными «Судоверфь им. Кирова» и «Мясокомбинат».
Споры о том, насколько целесообразным было закрытие городской трамвайной системы Астрахани, не утихают до сих пор. Нередко астраханцы высказывают мнения, что с ликвидацией рельсового транспорта город погрузился в транспортный коллпас, а аргументы чиновников относительно трамваев, как источников пробок, не воспринимают всерьез: ведь трамвая уже нет, но пробки никуда не делись.
Своя правда, впрочем, была и у чиновников, которые сетовали на нерентабельность трамвайной системы в том ее виде, в котором она пребывала последние годы своего существования: изношенная контактная сеть, пути, подвижной состав. При этом в разные годы администрация Астрахани рассматривала различные варианты «оптимизации» трамвайного движения: предлагался не только вариант полного закрытия системы, но и альтернативы в виде сохранения части линий. Например, самого протяженного и популярного до последних дней работы трамвая № 4 (пос. Советский — Мясокомбинат).
Также рассматривался вопрос о строительстве трамвайной линии вокруг города, чтобы этот вид транспорта мог максимально быстро соединять микрорайоны Астрахани как между собой, так и с центральной частью Каспийской столицы. Однако, как это часто бывает, ни на какие конструктивные предложения не нашлось ни денег, ни воли. В результате рельсовый транспорт Астрахани был закрыт окончательно и бесповоротно.
Трамвайные вагоны, рельсы и контактная сеть были поспешно вывезены. По одной из самых достоверных версий, теперь астраханские трамваи покоятся на дне Каспийского моря вместе с сухогрузом «Комьюст-1», на котором перевозились в Иран на переплавку. Напомним, это судно, следовавшее с грузом металла из Астрахани в иранский порт Энзели, затонуло в ноябре 2007 года в Каспийском море из-за шторма.
При этом городские власти тех лет в лице мэра Сергея Боженова обещали астраханцам вместо канувшего в лету трамвая бурное развитие его электрического собрата — троллейбуса. Боженов радостно рассказывал журналистам и горожанам о готовящемся открытии новых троллейбусных маршрутов: в Трусовском районе, в микрорайон Бабаевского, в поселок Советский. Но и эти планы, как водится, так и не были реализованы. «Арбуз» также подробно писал о них.
Символично, что именно в эти дни, спустя ровно 10 лет с момента закрытия трамвайной системы, свои последние дни, вероятно, доживает и та самая троллейбусная система Астрахани, которую так и не сделали удобной и конкурентоспособной. В администрации города уже в открытую говорят о том, что судьба «рогатых» предрешена.
Более подробно вспомнить про все маршруты астраханского трамвая вы сможете вместе с нашими материалами из рубрики «По следам астраханского трамвая».