В областной научной библиотеке им. Крупской открылась выставка раритетных фотографий XIX-XX веков из собрания астраханского коллекционера и краеведа Сергея Степанова «Семья в объективе времени». Встретиться с таким прошлым любопытно и познавательно, ведь помимо запечатленных лиц старые снимки передают различные детали того времени: от интерьера до предметов быта и одежды.
Иных уж нет…
Семейные портреты, как правило, были постановочными, делались в известных астраханских фотоателье. Наиболее популярным было ателье четы Климашевских, открытое в 1878 году. Известно также фотоателье Ивана Бочкарева, оно начало работать 120 лет назад.
В Астраханской губернии с 1861 по 1920 гг. работало свыше ста фотографов, половина из них — в самом городе. Без работы они не оставались: сняться «на карточку» было немало желающих— и простолюдины, и купцы, и дворяне. Давайте вглядимся в эти лица.
Что можно понять о семье, глядя на эти снимки? Патриархальная семья, где главу семьи можно определить с первого взгляда. Браки, как правило, были церковными, в семьях старались придерживаться духовных ценностей. Лица на фото немного напряженные, ведь снимок делался не мгновенно, надо было выдержать, глядя, не мигая, в объектив. Но все же люди из прошлого заметно отличаются от современных. Юные девушки выглядят старше и своих лет, и своих сверстниц из ХХI века. Матери семейства чрезвычайно озабочены. Разве что на снимке, сделанном на лужайке, чувствуется атмосфера пикника, отдыха. И гитара в руках девушки прямо говорит об этом.
Венчание отменяется
Революция 1917 года изменила не только быт, но и отношение к браку и семье. В Циркуляре Народного комиссариата юстиции РСФСР говорилось: «Полное отделение церкви от государства, провозглашенное еще в самом начале установления в России советского строя, должно было быть проведено в жизнь без каких бы то ни было изъятий. Всякого рода религиозные обряды и церемонии, в том числе так называемое «венчание», с точки зрения советской власти, является фактом, не имеющим, конечно, никакого юридического значения. В виду этого расторгать браки можно только гражданские, расторгать же брак церковный, т.е. брак, с точки зрения закона несуществующий, конечно, нельзя».
Молодая страна переживала трудности, с трудностями столкнулась и семья. Беспризорные дети на улицах, голод, нужда… В астраханской газете «Коммунист» за 1922 год можно прочитать объявление: «Откликнетесь, добрые люди! Вследствие крайней нужды желаю отдать в дети ребенка – девочку 3-х месяцев. Живу по пятой Бакалдинской улице в доме Гречкина. Лукерья Ивлева». Или в разделе «Происшествия»— «23 сентября к дому Петрова № 12 по Продольно-Криушинской улице подкинут младенец мужского пола с запиской: «Не крещен, 7 дней, мать больная». Младенец препровожден в Родовоспитательный дом».
Детей старались поддерживать. Например, в Астрахани прошла неделя помощи детям, жители, и сами небогатые люди, собирали одежду и продукты для воспитанников детских домов. Невозможно было не откликнуться на воззвание Астраханского губисполкома: «Смертность детей от голодной смерти колоссальна и кошмарна».
Но в эти же голодные годы для родителей, воспитывающих глухонемых детей, сообщалось о возможности обучать детей в специальной школе с интернатом, где дети научатся живой речи и различным ремеслам (швейному, сапожному, переплетному).
Семьи красноармейцев и инвалидов войны приглашали вступить в Губернский Военный кооператив, где можно приобрести товары и продукты по ценам ниже рыночных.
А в качестве красноречивой иллюстрации нового времени – объявление в газете от Союза торгово-промышленных служащих, культурно-массовый отдел которого приглашал на лекцию лектора Я.А Райского «Гражданский брак и свободный развод».
Тимуровцы и пионеры
Жизнь в стране постепенно выравнивалась. В 30-е годы ведется активная работа с семьей: ее поддерживают или порицают, если что-то с ней не так. Например, с воспитанием детей. В газетах «пропесочивают» нерадивых родителей, у которых дети болтаются на улице, играют в карты и дерутся. Особенно достается родителям-коммунистам. О них пишут с указанием их фамилий и места работы! Нынешние соцсети просто отдыхают. В Астраханской области проходит Конкурс на воспитание ребенка. «Положительные» родители делятся опытом, рассказывают, что следят, чтобы дети ходили в чистой одежде и имели спальное место и уголок для выполнения уроков. Институт выходного дня при отделе образования проводит цикл лекций для родителей по воспитанию детей, сохранению их здоровья. Партия и комсомол придают воспитанию огромное значение: за плечами у молодой страны тяжкое беспризорное прошлое, к которому никто не хочет возвращаться.
Юные астраханцы не отстают от родителей, взявших обязательства по содержанию и воспитанию детей (чистая одежда и спальное место из числа таких обязательств), пионеры школы имени Ленина пишут письмо в газету с разоблачением плохого вожатого, который пропускает занятия и ничему их не учит, и требуют: «Дайте нам хорошего вожатого!»
30-е годы – время развития тимуровского движения, пионеры помогают пожилым, больным и слабым, и это реальная помощь не для отчетов и «галочек».
Вот это фото 1930 года – кусочек счастливой жизни астраханской семьи Любаевых, в которой есть место мечтам и планам. Еще никто не знает, что младшая сестренка, которая сидит между мамой и папой, пойдет добровольцем на войну, будет защищать Сталинград и освобождать Киев, вторая станет известным врачом, мальчик слева будет бить бандеровцев на Западной Украине, а на мальчика справа придет извещение: «Пропал без вести»…Еще никто не знает. Но пока они вместе и счастливы.
А дальше была война. И победа!
Мужчины на фронте, женщины в тылу. В газете немало публикаций об обычных семьях, которые проводили на войну мужа, отца или сына. В рассказах о семье звучит идеологически выверенная интонация: «Над Волгой, в рыбацком поселке живет семья патриотов, семья, знающая, что на защите ее прав стоит великий сталинский закон и укрепляющая этот закон всей своей жизнью». А вот в сухой заметке про помощь семьям фронтовиков тронуло именно человеческое участие: 200 гектаров сверх госплана в нашей области засеяли для них пшеницей, просо, овощами и бахчевыми. Больше всех – 62 гектара выделил под эти нужды Камызякский район.
Послевоенные фото – иллюстрация небывалого счастья.
Посмотрите, как красивы женщины, как уложены у них волосы, какие нарядные платья. Как сдержан пришедший с войны герой. И как стесняется своей радости его мама…
Но жизнь семьи была разной. Разводы тоже были. В 50-е годы, например, о предстоящем бракоразводном процессе сообщалось в газете: кто, когда, с кем. Зачем было выносить этот сор из избы, непонятно. Может, таким образом приглашали всех желающих на судебный процесс, ведь подробности чужой жизни многим интересны — современные телешоу это тоже подтверждают.
На долгую память
В 60-70 годы прошлого века фотоаппарат был не в каждой семье, а если и был, то напечатать снимки было настоящим искусством, которым владели далеко не все любители. Поэтому поход в фотоателье был по-прежнему актуален. Он воспринимался как праздник, к которому готовились, планировали, делали прически и наряжались, ведь фотографии делались на долгую память, их хранили в семейном альбоме, дарили родственникам.
А потом пришла эра полароидов, «мыльниц», и фотографии с пленки, да еще в цвете, стало возможным напечатать в любой фотолаборатории. Можно было запечатлеть каждое мгновение жизни, как, собственно, происходит и сейчас, когда героями фото становятся не только люди, но и домашние питомцы, цветы и еда. Изменилась даже терминология: «щелкнуть» или «сфоткать» камерой телефона может и ребенок. Сегодня все возможно. Но какое-то волшебство ушло не только из снимков, но и из жизни.