На что Астраханская область будет жить в следующем году

Подробный разбор бюджета-2017

В Думу Астраханской области внесен проект главного финансового документа региона — бюджета на 2017 год. Бюджет обещает быть, мягко говоря, сложным, но жить придется с тем, что будет. Иного не дано.

Депутат Госдумы РФ Олег Шеин в очередной раз представил относительно детальный анализ того, что ждет регион в скором будущем, а также того, как местные власти пришли к такой плачевной ситуации, и того, что с этим всем можно поделать. Приводим запись из его блога целиком без сокращений.

***

В областную Думу внесен проект бюджета 2017 года.

ДОХОДЫ-2017

Динамику доходов интересно изучить по основным разделам:

1303880_original

Для удобства, сделаем графики.
Первое, что бросается в глаза – это неверный прогноз по поступлению доходов. Начиная с 2014 года он был завышен ежегодно на 4-6 миллиардов рублей. Поскольку налогов не пришло, разрыв был закрыт за счет кредитов Минфина России, представляющих собой фактически прямое бюджетное финансирование, поскольку возвращать их регион явно не будет.

1304118_original

В основном ошибка прогноза доходов была вызвана радужными планами многомиллиардных поступлений от Газпрома и Лукойла. Правда, планы эти абсолютно дисгармонировали с падением цен на нефть и газ, зато позволяли жизнерадостно сообщать руководству страны о процветании региона невзирая ни на что. Увы, увы, но в отличие от счастливых картинок про зарплату в 27.000 руб. и два миллиона тонн овощей и бахчевых, бюджетные приписки влекли за собой вполне практические последствия. Уровень долга по отношению к доходам региона поднялся с 75% до 150%, и сегодня власть предлагает броситься в иную крайность и прямым ходом отправить регион в социальную пропасть. Это не преувеличение, судя по расходной части бюджета.

1304322_original

Областные власти говорят, что регион обрушился в яму из-за изъятия нефтяных налогов.
Это правда, но лишь частичная. Есть территории, где нет никаких нефтяных компаний, и они не находятся в стадии распада, как сегодня Астраханский бюджет. Вся причина неверном планировании.

Кредиты брались на мегапроекты типа Музыкального Театра (он один обошелся в пять миллиардов рублей), на казачество, на хищения Боженова, Столярова, Лукьяненко, Ярового, Горбунова и десятков других чиновников, на промывание мозгов населению через СМИ и т.п.

Причем, изучая реестр бюджетных получателей, можно увидеть самые невероятные службы типа Службы безопасности и противодействия коррупции Астраханской области, которая стоила бюджету в этом году 200 миллионов рублей, и достижения которой, видимо, столь глубоко засекречены, что возникает вопрос о целесообразности ее существования вообще.

Бюджетная политика носила откровенно авантюристический характер.
Мол, все живут в долг, а мы чем хуже Америки? Собственная налоговая база при этом сокращалась, причем подчас при прямом подстрекательстве областного правительства, как вышло с рейдерским захватом предприятия Бассоль.

Теперь продолжение этой политики более невозможно.

Причем если в этом году Минфин России выдал 4 млрд. руб. дотаций, то на следующий год ожи-дается еще и сокращение их на три миллиарда рублей.

В этой пропасти областное правительство предлагает обустроиться и жить дальше, поскольку никакого повышения ни собственных доходов, ни дотаций до 2020 года оно не ожидает.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТО?

Переходим к расходной части бюджета.
В 2016 году расходы уже сократились на 5,2 млрд. руб. Среди прочего:
— были заморожены расходы на капстроительство;
— часть денег Дорожного фонда была переброшена на социальные разделы;
— в ряде школ был прекращен набор в старшие классы, что, соответственно, привело к переуплотненности в классах;
— сразу после выборов были отменены дотации детским садикам, что увеличило плату родителей в полтора раза;
— были сокращены субсидии по ЖКХ;
— полностью отменена материальная помощь малоимущим;
— на 7% был сокращен фонд зарплаты в бюджетной сфере, что было достигнуто как за счет отмены разных премий, так и путем сокращения штатов (только на скорой помощи сегодня недокомплекст сотрудников составляет 160 человек).

Часть мер, как, к примеру, экономия на капстроительстве, была совершенно оправдана, но отметим, что среди описанного выше нет ни одного системного мероприятия, связанного с изменением жульнических конкурсов, сокращением бюрократических штатов областного правительства, выводом из тени рынка труда и т.п.
Не были затронуты и священные коровы. В Театре Оперы и Балета по-прежнему работает 620 человек, зарплата в спорткомплексе «Звездный» подросла до 63 тыс. руб., а число работников выросло в полтора раза, да и Фонд капремонта отметился средней зарплатой в 73 тыс. руб.

РАСХОДЫ-2017

Но сокращения 2016 года – просто цветочки в сравнении с сокращениями 2017 года.

1304812_original

Отразим на графике (млрд. руб.):

1304942_original

Некоторые разделы требуют пояснения.

Зарплата. Основное сокращение достигается за счет раздела Фонд оплаты труда. По всем без ис-ключения учреждениям он заложен только на 7 месяцев.

Социальная политика. По разделу СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА стоит учесть, что в нем учтены 1,5 млрд. руб. прямых субсидий из федерального бюджета инвалидам, донорам и фронтовикам. Соотвест-венно, социальные расходы в 2016-2017 годах собственно областного бюджета сокращаются с 6,7 до 4,1 млрд. руб. Среди прочего – и ликвидация льгот 90.000 ветеранам труда и 10.000 участников боевых дей-ствий на Кавказе. Каждый из них потеряет в расчете на год 11.000 рублей, то есть 13-ю пенсию.

Сироты и жители аварийного фонда.
По сравнению с 2014 годом в пять раз свернуто предостав-ление квартир по программе Молодая Семья, а в областном центре их в принципе перестали давать. Теперь предусмотрено полностью выйти из Программы сноса аварийного фонда.
Затраты на приобретение жилья для сирот и жителей аварийного фонда, а также газификацию уменьшаются следующим образом: в 2016 году 1,1 млрд. руб., в 2017 году 0,54 млрд., в 2018 году – 0,34 млрд. руб.

Несколько увеличивается Дорожный фонд (на 20%), что имеет под собой одну причину – в этом году часть средств была изъята на другие разделы бюджета, но такая практика предполагается к смягчению. Скорее всего, это намерение не будет реализовано.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Оперативные меры.

Собственные доходы региона – 20 млрд. руб. Федеральный бюджет выделяет еще пять млрд. А расходы – 33 млрд. руб. Что делать? Пойдем методом исключения.

(1) Увеличение собственных доходов региона. Оно возможно за счет отмены налоговых льгот Лукойлу по налогу на имущество. Это три миллиарда рублей. Лукойл, понятно, против, а правительство России – «за», но только с 2018 года. Закон уже прошел через ГосДуму, поправки астраханских депутатов отклонены, и до конца года ситуация не изменится. Есть еще налог на прибыль, тот самый, что мы утратили благодаря голосованиям Огуля и Максаковой. Сейчас он зачисляется в федеральный бюджет. Здесь, напротив Лукойл за перевод налога в Астрахань (ему все равно, куда платить), а Минфин против (потому что теряет федеральные доходы). При любом раскладе до конца года ситуация не изменится.

(2) Дотации из федерального бюджета. Они распределяются по определенной официальной методике. И ради Астраханской области ее менять не станут.

(3) Увеличение кредитов из федерального бюджета.

Как добиться увеличения кредита? В действительности, есть только один сценарий – угроза де-фолта.

В декабре область должна отдать Минфину примерно 16 млрд. руб. кредита. Эти деньги федеральный Минфин готов вернуть на следующее утро, но с обязательным условием принятия бездефицитного бюджета (то есть сокращения расходов на 8 млрд. руб., о чем написано выше).
Но если область заявит, что не готова возвращать кредит на таких условиях, то у Минфина будет два варианта:

— в соответствие с законом арестовать счета Астраханской области, направить в регион финансового управляющего и взять на себя полную ответственность за снижение зарплат, отмену льгот ветеранам труда и закрытие больниц и школ. При этом внимание к вопросу будет повышенным, поскольку Астрахань пойдет по данной дороге первой, а заодно всплывет тот факт, что именно Минфин России проигнорировал визы В.Путина и Д.Медведева о возврате региону налога на прибыль нефтяников. Пойдет на это Минфин? – Да никогда.

— поэтому с почти 100% уверенностью Минфин будет вынужден и увеличить кредит следующего года, и согласовать, наконец, на будущее, изменения в законе о налоге на прибыль Лукойла.

Это единственное оперативное решение.

Но если управлять регионом так, как оно делалось до сих пор, не поможет ничего. Новые доходы будут точно также растранжирены в никуда. Поэтому нужны системные изменения, включая:

— пресечение вывода налогов за пределы региона;
— вывод рынка труда из тени;
— финансовую прозрачность всех бюджетных расходов, включая восстановление бюджетной росписи и балансовых комиссий;
— поддержку малого бизнеса и многое иное.

Но это уже тема отдельного разговора и совершенно другого руководства. Существующее с радостью встречало оффшорных «инвесторов», загнало две трети работников в серую зону, превратило бюджетные учреждения в вотчину начальников этих учреждений, способствовало удушению малого бизнеса и т.п. С ним у Астраханской области шансов нет. Это банкроты.

Поэтому среди первоочередных мер оздоровления нужно назвать отставку областного правительства.

17 ноября 2016, 14:57



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Лента новостей