Гендиректор ПАО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин поделился своим мнением о состоянии дел на одном из крупнейших судостроительных предприятий Астраханской области — заводе «Лотос». Завод является резидентом одноименной особой экономической зоны и ее базовой площадкой.
Отвечая на вопрос «Арбуза» о проблемах на предприятии и предпринимаемых для их решения действиях, Милушкин сравнил завод «Лотос» с жизнью обычной семьи — ни у кого нету «ровной жизни» — где-то ругаются, где-то болеют. То же самое, по его словам, происходит и на любом крупном предприятии.
«Сам по себе завод очень сложный. Если бы мы с вами откатились в 2010 год и вы бы задавали какой-то вопрос в 2010 году, вы бы меня спросили «Сергей Юрьевич, а когда уже вывезут последние станки с завода «Лотос»? И вообще, остатки бетонных конструкций вы собираетесь на щебенку использовать? И что там вообще будет?». А может быть вообще бы ничего не спрашивали», — прокомментировал Милушкин.
Гендиректор особой экономической зоны «Лотос» напомнил, что с 2010 года, когда завод был «просто в никаком состоянии», власти Астраханской области провели очень большую работу, чтобы реанимировать предприятие и им это по большей части удалось.
«Что называется — почувствуйте разницу. Сегодня шесть стапелей на заводе, все они заполнены. Два танкера-химовоза, PV-300 наш [круизный лайнер «Петр Великий»], два ПКС-180, судна для круизных маршрутов, несамоходная баржа. И в перспективе, мы занимаемся сейчас, это будут паромы. Часть этих паромов будет производиться у нас», — рассказал о текущей загрузке мощностей завода «Лотос» Сергей Милушкин.
Топ-менеджер также попросил обратить внимание на тот примечательный факт, что завод «Лотос» на данный момент является единственным предприятием в России, которое производит суда пассажирского класса. Именно в Астраханской области в настоящее время строится первый в новейшей истории России круизный лайнер.
«Наверное, проблемы всегда будут. Но сегодня назначен новый руководитель завода и нам очень хочется, чтобы он долго работал, потому что, к сожалению, есть такая тенденция — там меняются руководители. Очевидно, сложности определенные есть», — отметил Милушкин, добавив, что строительство круизного лайнера началось параллельно с его проектированием и заказчик по ходу проектирования вносил в проект изменения.
«Любое изменение в проекте тянет за собой изменения в конструкторской документации и судно начинает по срокам, соответственно, оттягиваться. Эти изменения не видны широкой публике, а то, что судно вовремя не спускается на воду — видно. Но, повторюсь, мы должны вместе с вами делать акцент на хороших моментах, поскольку в России такого не делают, у нас нет специалистов, их надо выращивать, чем и занимается новое руководство завода, чтобы это было базовым предприятием для пассажирского судостроения в России», — подытожил Милушкин.
Остановился он и на статусе завода как резидента ОЭЗ «Лотос», рассказав о преимуществах такого статуса. «В любом судне, к сожалению, пока еще до 70% комплектующих — импортные. А режим свободной таможенной зоны, действующий для резидентов ОЭЗ «Лотос» позволяет не платить ввозную пошлину — это минимум 25%, поэтому судно на 25% по оборудованию, которое составляет 70%, может быть дешевле. Конкурентоспособность от нашего завода повышается», — поделился расчетами Сергей Милушкин.
Напомним, информация о том, что завод «Лотос» достроит круизный лайнер «Петр Великий» с опозданием на год, появилась еще летом нынешнего года. Сначала прежнее руководство предприятия ссылалось на затяжки со стороны поставщиков материалов, затем — на недостаточную длину стапеля для подобного крупного лайнера. Ранее, в марте этого года «Лотос» также лихорадило из-за разногласий руководства и рабочих — первые хотели сокращать вторых, но затем свои планы вроде бы пересмотрели.
Строить круизный лайнер на заводе «Лотос» формально начали в августе 2016 года — тогда «старт» работам дал лично президент России Владимир Путин. К фактическому строительству судна завод приступил позднее — в декабре того же года. Работы, как было заявлено изначально, выполняются в кооперации с нижегородским судостроительным объединением «Красное Сормово».