Воспоминания об Астрахани прошлого: год 1985-й

Вторая серия: папа

ГородОсновное

Автовокзал в храме Святого Владимира. Фото из архива Сергея Бессмертного / pastvu.com

Как и обещали, продолжаем публиковать цикл материалов об Астрахани прошлого. Во второй серии автор Юрий Кибиров вспоминает развлекательную поездку с папой, которая случилась в 1985 году. И снова — множество узнаваемых деталей и потрясающе переданные эмоций. В общем, нам нечего добавить, отправляемся в прошлое и идем наблюдать за их прогулкой. Если пропустили первую серию про 1984 год, ее можно почитать по этой ссылке.

Мой вечно занятый папа внезапно — первый и последний раз — выбирает целый свободный день и везёт меня развлекаться в Астрахань. В программе цирк, зоопарк и кино — полный набор сюрпризов. Ещё один сюрприз в том, что мы почему-то едем в город на автобусе — летом, когда ходят «Ракеты», мало кого прельщает путь через два парома и 70 километров разбитых дорог в жёлтом жарком «ПАЗике». Автобусный билет стоит рубль десять, «Ракетный» — два двадцать, но уровень комфорта различается на порядки.

Однако мне всё равно интересно: мы с мамой обычно так не путешествовали почти, и дорога даже не кажется длинной — подумаешь, два с половиной часа. Приезжаем к автовокзалу — мне тогда, кстати, и мысли в голову не приходит, что это не вокзал такой роскошный построили когда-то давно, мало ли какие красивые здания в городе строят, — а что это бывший храм.
Святой Владимир, разумеется.

Автовокзал в храме. Фото из архива Сергея Бессмертного / pastvu.com

Программа, задуманная папой, проходит идеально. В цирк мы едем на одно и то же представление уже второй раз — в прошлый мы были с мамой, я забыл дома Зенит и ужасно убивался по этому поводу, очень уж зрелищное было тогда шоу. Чего стоил один фокусник, который, например, приносил желающим этакий крутящийся диск от домашнего телефона — с дырочками и цифрами, — и предлагал позвонить кому угодно.

Люди набирали номер и попадали (вроде бы) на своих домашних по громкой связи — те ничего не понимали, и немножко неловко было подслушивать личные разговоры, но выглядело впечатляюще: всё-таки до мобильника в каждом кармане оставалось ещё лет двадцать пять.

Дальше по плану был зоопарк.
Какой ещё зоопарк в Астрахани? — часто спрашивают меня, когда я вспоминаю ту поездку. Очень просто — передвижной это был зоопарк. Колесил по разным городам вроде как с гастролями, вот и к нам заглянул. Не очень-то далеко идти от цирка до парка имени Карла Маркса, который позже вернёт себе имя «Аркадия», — мы идём и видим клетки с самыми неожиданными обитателями — даже льва до нас довезли.

Те самые животные из зоопарка. Фото Юрия Кибирова

Клетки с виду тесные, животным явно грустновато, но я ещё не задумываюсь об этом, хожу меж клетками и радостно фотографирую тех зверей, перед кем хоть на минутку расступилась толпа зевак.

Дальше нам пора собираться в обратный путь — опять же к автовокзалу, но путь оказывается неожиданно коротким, у нас большой запас до рейса, так что и в кино мы успеваем. В этот раз не «Октябрь», а место попроще — кинотеатр «Родина», от него до вокзала рукой подать.

Кинотеатр «Родина» в 1958 году. Из фотоальбома «400 лет Астрахани»

«Родина» потом превратится в роскошный, известный всему городу развлекательный центр «Даир», а пока это довольно невзрачное изнутри место, там даже нет игровых автоматов — зато есть удивительная штука: просто этакий шкафчик, на нём единственная кнопка и динамик под ней.

Если нажать кнопку — из динамика раздаётся приятный ровный женский голос, который минуты три без тени эмоций рассказывает, чем хорош фильм, на который мы собираемся пойти — ну, по крайней мере, который недавно вышел на экраны.
Мы с папой смотрим «Чёрную Стрелу», хит того года, в основе — повесть Стивенсона, того, кто сочинил «Остров Сокровищ».

На выходе папа учит меня постоять на улице, не спешить никуда сразу – привыкнуть к тому, что ты снова в реальном мире, а после хорошего фильма это не так-то просто. Всегда так делаю с тех пор.

Постояв на свежем воздухе минут пять и поговорив о том, что видели и пережили только что, — помню, папе очень понравилась эпизодическая роль актёра Филиппенко, — мы идём к автовокзалу.