Первый большой текст «Арбуза» 2024 года — про год 1984-й. Автор Юрий Кибиров в нем возвращается в Астрахань своего детства, подмечая ее узнаваемые и уже почти забытые детали. Что ж, отправляемся гулять по ней вместе с ним! Это, кстати, только первая серия — продолжение следует с другими историями.
Страшней всего идти по трапу между двумя теплоходами «Ракета», стоящими на причале семнадцатой пристани.
Наша «Ракета» — дальняя от берега, надо будет пройти ещё одну, и там уж окончательно ступить на твёрдую землю. Волна качает теплоходы, трап «гуляет», я вцепляюсь в верёвочные поручни.
«Ракет» так много, что пристань не успевает принимать рейсы по одному, собирает их в этакие батареи.
У меня через плечо — фотоаппарат Зенит-ЕТ в новеньком футляре. Толку от него ноль: мама купила мне его неделю назад, но на третий день после очередного «внимание! снимаю!» у него внутри отвалилось и разбилось зеркало — маленькое стёклышко, которое и делает его «зеркалкой». Мама спокойно сказала: ничего страшного, завтра едем в Астрахань, в «Кристалл».
И это уже была радостная новость: ура, мы едем в город!
Приехали, прошли все трапы — и прямо на выходе с пристани меня встречает обожаемый с детства синий вагончик: тир! Пневматика, пару копеек стоит выстрел, времени много — я отвожу душу, запуская мельницы, опрокидывая каких-то сказочных злодеев, роняя бегущие по низу стенда мишени-силуэты — с ними надо помнить об упреждении, папа научил.
Рейс ранний, «Кристалл» ещё закрыт, спешить некуда — отстрелявшись, иду с мамой вдоль Волги по набережной до улицы Розы Люксембург, там сворачиваем направо. Повторяем, то есть, если кто помнит, маршрут актёра Олега Даля в эпизоде комедии Гайдая «Не может быть!», снятой в Астрахани.
На углу «Розочки» и Желябова ещё одно давно любимое место — фотомагазин. Зенит — мой третий фотик, так что магазин мне уже родной, сколько я там у мамы выпросил неожиданных сортов бумаги, плёнки, химикатов (слайды! цветное фото! виражи! — чтоб окрасить обычное ч/б в сепию или бело-синюю масть) — но сейчас он тоже пока закрыт.
Зато — восемь часов уже есть, и, значит, открыт мой любимый, так сказать, ресторан: ни единого дня в Астрахани не было, чтоб мама не отвела меня в роскошную, невообразимую, манящую забегаловку со скромным названием «Пельменная». Она тоже на Желябова: сворачиваешь с «Розочки» налево, проходишь комиссионный магазин (тоже закрыт, а жаль) — и тебя ждут плохо вымытые подносы, металлические рельсы для них, мутный условный кофе с молоком, который по стаканам разливают половником из титанической кастрюли, барышня на раздаче собственно пельменей, которая задаёт только один вопрос: обычную или двойную? (конечно, двойную!) — и, совсем уже доехав до кассы, ты должен сделать выбор насчёт приправы: сметана или уксус?
Повзрослев, ни разу в здравом уме и твёрдой памяти не покупал уксус прицельно для пельменей — но, тогда, гуляя с мамой, я почему-то выбираю именно его, и мне ужасно нравится!
За дивным завтраком мы с мамой дожидаемся, наконец, когда откроет свои двери «Кристалл» — он и нынче на прежнем месте, хотя лишь всё та же ломаная, «кристаллическая» надпись на крыше напоминает о прежних временах. Здание под этими ломкими буквами позже не раз меняло свой статус, закрывалось на ремонт, возрождалось, как птица Феникс, — сейчас вот мы с мамой идём туда как в «дом быта». Внутри чего только нет, но нас интересует большая фотомастерская. Там за стеклянной перегородкой царят бесконечные восхитительные стеллажи с техникой — под ремонт и на продажу.
Внутри никого, но есть кнопка перед небольшим окошком: жмёшь — появляется мастер. Задумчиво рассматривает зеркальце, выносит вердикт: заказывать надо, приезжайте через две недели. Мне, конечно, чуть грустно — две недели без фотика, — но это означает ещё одну поездку в Астрахань с мамой.
То есть как минимум тир и пельменную, а если найдётся время — то и кинотеатр «Октябрь» с его игровыми автоматами на втором этаже, у главного зала. Входной билет туда стоит всего десять копеек — это билет не на киносеанс, а так, поглазеть на пальмы и бассейн с черепахами в нижнем ярусе и просадить рубля два «пятнашками» на автоматах.
Но сегодня времени негусто, обратные билеты у нас на ближайший из дневных рейсов, у мамы ещё дела дома, так что выбираем лёгкий прогулочный маршрут — от Кристалла в Братский садик, дальше проходим территорию Кремля насквозь — выход к Желябова ещё не закрыт навеки, — и топаем мимо кольца на Октябрьской в сторону Лебединки: летом это ещё одно обязательное развлечение.
По глади Лебединого озера вальяжно, не спеша, скользят белые роскошные птицы, которые изо всех сил делают вид, что не так уж им интересно, что это такое я бросаю в воду, присев у берега.
Бросаю я тройные (иногда и «счастливые», четверные) листочки клевера, что в обилии растёт прямо у воды — о том, что клевер имеет у этих птиц максимальный успех, я знаю давно. Вскоре вокруг меня собирается целая стая, и я чувствую себя немножечко Нильсом, только у того были гуси и они замечательно летали, в отличие моих белоснежных приятелей. За моей спиной — заброшенный много лет планетарий, мама рассказывает про него всякие чудеса — звёздное небо на потолке, надо же! — она застала времена, когда тут ещё читали лекции под искусственным Млечным путём.
Несмотря на долгие разговоры и на общение с птицами, на обратный рейс мы успеваем вовремя.