В АГУ отменяют наследие Константина Маркелова

Никаких больше кластеров и четырех институтов

Сменивший в сентябре ректора Астраханский государственный университет плотно встал на путь реформ. Местами они выглядят как возвращение к хорошо забытому старому. Так, на внеочередном заседании ученого совета было принято решение отказаться от кластерной системы и ввести прозрачную систему оплаты труда профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого звена. И если со вторым все понятно, то на кластерах остановимся подробнее.

Суть кластеров — в объединении специальностей со схожими программами. Классическое обучение бакалавра проходит по схеме 1+3, то есть на первом курсе студентов обучают общим дисциплинам, а со второго начинают уже обучать по специальности. Кластеры — это уже система 2+2, то есть два года общих и два по специальности.

Преимущество в экономии, которая тут буквально со всех сторон. Преподавателю можно изучать меньше учебных программ, он может вести лекции в большой аудитории сразу для нескольких групп. В общем, О — оптимизация. Еще из плюсов: студент в первые два года может легко сменить специальность.

В этом году для кластеризации в АГУ уже успели объединить факультеты в четыре института: Институт наук о жизни и Земле, Институт экономики, права, образования и спорта, Каспийский гуманитарный институт и Институт информационных и инженерных технологий, физики и математики. В них были собраны специальности, которые хоть как-то между собой похожи.

Но теперь в вузе решили, что все это было зря, и в университет вновь возвращается старая схема: 10 факультетов и 36 кафедр. Чем оказались плохи кластеры? Как можно понять из заявлений представителей вуза, в первую очередь не устроила их эффективность.

«Предложенная на рассмотрение структура (ректор — факультет — кафедра) является классической. А декан факультета — связующее звено между руководством, кафедрой и преподавателями. И эта структура классического факультета проверена временем, академична и эффективна. Преподаватели получают возможность более широкого взаимодействия, участвуют в совместных проектах, у них есть возможность получения стимулирующих выплат по более широким направлениям, что является стимулом к их деятельности», — говорит профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Алевтина Ярошинская.

Эксперты в сфере образования также подчеркивают и фундаментальные недостатки кластеров: по системе 2+2 слишком мало времени остается на обучение специальности, в то время как первые два года обучения, наоборот, получаются перегружены ненужными предметами (которые нужны студентам смежных специальностей, но изучать их придется всем). В общем, что хорошо для оптимизации, могло не в лучшую сторону сказаться на качестве.

14 ноября 2023, 21:27

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ





Лента новостей