Транспортный коридор «Север-Юг», о развитии которого уже многие годы говорят власти Астраханской области (в последние годы, правда, без особого энтузиазма — «Арбуз»), вполне мог бы составить конкуренцию Суэцкому каналу. Но не составляет. Оживить каспийское направление, через которое и пролегает данный коридор, в очередной раз сообща попробуют власти Прикаспийских регионов совместно с министерством по делам Северного Кавказа — они готовят ряд предложений по развитию коридора «Север-Юг», отстаивать которые будут уже в ходе президиума Госсовета по теме развития транспортной инфраструктуры Волго-Каспийского бассейна.
Как деликатно, чтобы никого не обидеть, отметил глава Минкавказа Лев Кузнецов, коридор «Север-Юг» в настоящее время развит крайне слабо «по объективным внешнеполитическим и внутренним обстоятельствам», сразу же добавив, что потенциал у этого логистического проекта весьма большой. По его словам, верить в потенциал коридора «Север-Юг» обязывает наличие рядом с Каспием больших рынков, нуждающихся в продовольствии, которое может поставлять туда именно Россия.
Кузнецов отметил и проблему низкой загруженности российских портов на Каспии, которая, к тому же, продолжает падать. «Наши зарубежные друзья развивают и строят новые мощности, увеличивают грузопоток. Поэтому мы или будем конкурировать, или полностью проиграем по этому направлению в ближайшие годы», — порадовался другие страны Прикаспийского региона чиновник.
Что предлагают власти Астраханской области для оживления коридора «Север-Юг»? Прежде всего, по словам главы региона Александра Жилкина, необходимо по-максимуму снять барьеры для торговых операций — создать зоны свободной торговли между странами Прикаспия. Губернатор заметил, что данное предложение уже получило поддержку многих заинтересованных сторон. Также астраханский глава высказался за снятие торговых ограничений на поставку в Иран пшеницы и из Ирана – цемента, за проведение фумигации древесины, предназначаемой на экспорт в Иран, непосредственно в местах ее заготовки. Заострил внимание Жилкин и на качестве обработки грузов. По его мнению, этот вопрос нужно решать в числе первых при модернизации портовой инфраструктуры.