Какой будет Астрахань: интервью с главным архитектором проекта Института Генплана Москвы

Обсуждаем детали мастер-плана Астраханской агломерации

ГородОсновное

Григорий Мустафин

Продолжаем говорить о мастер-плане Астраханской агломерации, который в перспективе должен сделать Астрахань и прилегающие к ней районы области максимально комфортными для жизни, привлекательными для инвесторов и туристов. «Арбуз» задал главному архитектору проекта Института Генплана Москвы Григорию Мустафину несколько вопросов о дальнейшем развитии проектов мастер-плана. И, конечно же, мы не могли обойти вниманием темы транспорта и даже бродячих собак.

Первый и главный вопрос – финансирование всего, что изложено в документе. Кто будет ответственным за привлечение средств на реализацию мастер-плана? Мастер-план – пилотный проект, скорее всего, подобные проекты будут разрабатываться и для других регионов. Будут ли опробованы какие-то новые модели финансирования?

Мастер-план города разработан и, действительно, пришло время поиска инвестиций. Процесс уже идет. Так, мы общались на эту тему с «ДОМ РФ», крупным финансовым институтом развития, но обычно вопросами финансирования и привлечения средств на реализацию подобных проектов занимается правительство региона. В его составе или по его инициативе может быть создано агентство, институт или корпорация развития области, частная организация, которой проще, чем муниципальным или региональным операторам, привлекать инвестиции и тратить деньги. Выбор варианта зависит от конкретной ситуации и того, для реализации какого именно проекта требуется финансирование, есть ли возможности федерального инвестирования, есть ли возможность привлечь частные инвестиции.

С большей вероятностью в Астрахани будут созданы фонд и проектный офис, специализирующиеся на реализации пилотных проектов агломерационного развития. Фонд будет аккумулировать средства, в частности, принимая участие в нацпроектах, получая целевые субсидии, привлекая инвесторов, а проектный офис получит право распоряжаться средствами на межведомственные и межмуниципальные проекты и будет отвечать за координацию и реализацию работ.

Разумеется, бюджет у региона небольшой, но тем не менее в нем должны быть заложены средства на реализацию ключевых для города проектов. Ответы на вопрос, как эти средства эффективно использовать, как раз и содержатся в мастер-плане. Мастер-план позволяет определить приоритеты, сфокусироваться на задачах, которые требуют первоочередного решения. Кроме того, в рамках работы над мастер-планом для Минэкономразвития города мы подготовили презентацию с обоснованием инвестиций и описанием экономических эффектов.

Рассматривали ли авторы мастер-плана вопрос создания приютов для бродячих животных? Есть ли у вас видение того, как с учетом имеющейся законодательной базы «собачий вопрос» должен решаться в городах?

Конечно, в Астрахани должны быть приюты для бездомных животных, но этот вопрос не является предметом мастер-планирования и не требует каких-либо сложных технологических решений. Создание таких приютов – техническая задача, и я знаю, что она находится на контроле администрации региона.

В техзадании мастер-плана не было отдельного пункта, касающегося данной проблемы, и как разработчики мастер плана мы едва ли можем предложить что-то особенное. Тем не менее решением таких задач Институт занимался в рамках разработки генеральных планов. Например, при создании генплана Южно-Сахалинска мы занимались поиском площадки, на которой можно будет создать приют для бездомных животных.

Как предлагается модернизировать систему общественного транспорта Астрахани, которой сейчас фактически нет? Какой подвижной состав планируется использовать, есть ли идеи по восстановлению какого-либо вида электротранспорта? Как вы оцениваете практику использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ), которая оказалась успешной в Санкт-Петербурге? Может ли она быть реализована в Астрахани?

На сегодняшний день основным видом городского транспорта в Астрахани является система маршрутных такси. Также в городе действуют несколько речных такси, есть городское такси. Очевидно, что для нормального функционирования транспортной системы города этого недостаточно.

Одним из ключевых решений мастер-плана было создание городской электрички с 7–8 станциями – по примеру Московских центральных диаметров. Кроме того, мы предложили сформировать в городе сквозной маршрут автобуса с высокой частотой движения в часы пик – дублер бывшего трамвайного маршрута. Согласно предложениям мастер-плана, автобусный маршрут будет проложен с севера на юг и соединит три административных района, не повторяя при этом маршрут городской электрички.

Третий вид транспорта – речное такси. Смысл нашей идеи в том, чтобы развивать уже существующую систему речных такси Астрахани, формируя систему небольших причалов, которые будут действовать как остановки речных такси. Фактически мы предлагаем расширить систему такси за счет создания множества причалов, что сделает этот вид транспорта более популярным у астраханцев и гостей города. С этой целью предлагается создать также длинный туристический маршрут по центральным каналам города, которые не сообщаются с Волгой.

Как будет решаться вопрос с дефицитом объектов массового отдыха и развлечений? Сегодня в Астрахани всего два парка отдыха (да и то, с большой натяжкой), отсутствует аквапарк.

Прежде всего, я бы разграничил две большие темы: объекты развлечений и объекты массового отдыха. Если говорить об объектах развлечений, то при создании мастер-плана мы проанализировали существующее положение, чтобы понять, каких именно мест проведения досуга не хватает в каждом конкретном районе города. В результате были разработаны схемы размещения локальных центров обслуживания, то есть компактных центров с необходимыми функциями, которые помогут восполнить имеющийся дефицит.

Что касается объектов массового отдыха, то мы считаем необходимым сформировать в Астрахани систему кольцевых рекреационных маршрутов, которые бы соединяли между собой парки, скверы, проходили по самым интересным местам города. Эти маршруты также послужат обоснованием последующего благоустройства. Помимо этого мы предложили размещение небольших парков районного уровня там, где их не хватает. На схеме природно-рекреационного каркаса города эти предложения отражены.

В мастер-плане упомянуто о создании в Астраханской области 56 тысяч рабочих мест благодаря реализации того, что в нем изложено. Поясните, пожалуйста, каким образом производились данные расчеты. Возможно ли сейчас конкретизировать (ну или хотя бы спрогнозировать), какие производства, предприятия могут появиться в регионе в ближайшие годы, где появится такое количество вакансий?

У нас не было возможности получить детальные данные по каждому квадратному метру агломерации, во многих случаях их просто не существует. Тем не менее мы проводили встречи с администрациями муниципальных образований и постарались получить необходимую информацию. Опираясь на эти данные, мы сделали крупногабаритный расчет перспективной экономики.

Важно понимать, что расчеты – целевая планка, минимум, необходимый для достижения положительных эффектов, к которым мы стремимся, – уменьшения демографического оттока, увеличения бюджета региона. Наши гипотезы на базе собранных данных – приглашение к дискуссии глав администраций, от них мы ждем обратной связи и точечной корректировки предложений мастер-плана.

При этом наши предложения, базируясь на знании потенциала территории, возможностях экономики, учитывая конечные стратегические цели, содержат не только комплексное видение приоритетных отраслей и направлений развития, но и выделяют флагманские проекты, точки роста города. Шесть таких проектов – например, культурно-выставочный образовательный кластер, межвузовый кампус – являются первоочередными.

Детальность проработки их такова, что за создание рабочих мест там можно уже ручаться. Все сведения, касающиеся специализации и показателей каждой из площадок точек роста, а также описание методической базы расчетов и обоснований, представлены в наших отчетных материалах.

Нужно ли в Астрахани со временем ограничивать или запрещать въезд частного автомобильного транспорта в центр? На эскизах центральная часть города изображена почти без машин. Вы планируете стимулировать передвижение пешком или на общественном транспорте? Как тогда будут организованы и увязаны с маршрутной сетью общественного транспорта перехватывающие парковки?

Мы предлагаем большой спектр мероприятий по развитию общественного транспорта, а также по благоустройству среды для повышения ее комфортности. Думаю, реализация этих предложений приведет к тому, что частота поездок на личных автомобилях снизится, горожане пересядут с личных автомобилей на велосипеды или начнут больше ходить пешком. Жители новых домов, которые мы предлагаем построить в центре в рамках инвестпроектов, смогут отказаться от автомобилей, ведь в шаговой доступности для них окажутся все основные точки притяжения.

Тем не менее для эффективной работы транспортной системы в Астрахани необходимы все виды транспорта: общественный, личный, каршеринг, такси, велосипеды, самокаты. В рамках проектов, которые мы разрабатываем, рекомендуется создание транспортной системы, которая будет ориентирована на потребности всех групп пользователей.

При разработке транспортного обслуживания жителей должно быть достигнуто гармоничное сочетание различных типов передвижений (пешком, с использованием велотранспорта, с использованием общественного транспорта и так далее). Что же касается темы перехватывающих парковок, то, думаю, их целесообразно размещать на въезде в город и рядом со станциями городской электрички.

3 сентября 2021, 12:34

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


КОММЕНТАРИИ

39 комментариев

  1. Аноним 03.09.2021 at 12:42

    Баг этого плана в игнорировании местного менталитета а вернее безответственности и вседозволенности большей части населения . Изгадят, разломают украдут .сделайте поселения со скоромными домишками для славянских адекватов . Не уживутся пастухи, барыги рядом с учеными и инженерами , если первых прибавляется вторых уже нет и без нет будущего

    33
    8
    • Вопрос 03.09.2021 at 13:00

      А он в Астрахани то был, пожил хоть недельку?

      26
      • Житель Аа 03.09.2021 at 13:21

        За что вы так? Что он вам сделал, что желать ему пожить тут )))
        Это же какой стресс для человека!

        24
    • Аноним 03.09.2021 at 13:37

      Вы вероятно «Аноним» из Москвы, раз оцениваете так население Астраханской области.

      15
      5
      • Аноним 03.09.2021 at 14:04

        Я один из последних и не многих что пытается здесь жить и сделать жизнь нормальной окружающим, но большинству похер
        Как строить
        Как печь
        Как управлять машруткой
        Как заботиться о своем участке или подъезлде
        Как живут соседи
        Как паркуют автомобиль
        Как отдыхают и куда девать после себя мусор.
        Как засерают где живут, что администрация десятками самосвалов на полигоны вывозит
        Как заплевывают набережную
        Как пешие не навидят велики и как велики калечат окружающих

        Нет я не дартаньян я реально смотрю на вещи, все ругают власть а я вижу единицы что беспокоются не только о своем телике и холодильнике и как новую игрушку купить.

        И то что создают сотни людей ежедневно испаганить может пару мудаков а впечатление за все население

        Когда будете ставить негатив, напишите где неправ

        40
        1
        • Я че? 04.09.2021 at 11:17

          Вы говорите о поведении и воспитании. Вы умалчиваете про самое главное. Это благосостояние граждан. Если все вдруг станут хорошими, ничего не измениться. Пока не увеличиться, и это самое главное — зарплата, а именно платежеспособность населения. Ведь многим родителям не хватает время на воспитание своих детей, как и где заработать. Пропадают (это сейчас почти везде) до поздна на работе, про 8 часовой рабочий день можете забыть, и да выходные тоже. Дети предоставлены телевизорам и гаджитам. Семья-ячейка общества, в которым мы с Вами живем. Образно-улей пчел. Если у всех все хорошо (доходы соответствующие и т.д.) Что остается, правильно, уйма времени на свою семью, а вот тут и воспитание. Когда скажите людям посещать музеи и кинотеатры? Повышая свою культуру? На это у людей просто нет денег. Голова забита чем прокормить своих детей, как оплатить коммуналку, управ. компанию, оплата проезда, сот. связи, интернета, налоги и т.д. Вот и гниет наш улей по одной ячейке, пожирая весь улей. Ну как то так…

          11
          3
          • Живу в Астрахани 04.09.2021 at 12:19

            А он прав на 100%. Все начинается с воспитания и поведения. И далеко ходить не надо. В моем подьезде из пяти этажей на каждом только по одной квартире моют свою площадку. Убрать вокруг себя что мешает остальным? Маленькая зарплата? Некоторые и ремонты забабахали крутые, но плошадки не моют. Ладно, хоть бы чужой труд уважали, так еще и намусорят. Нет, не быть этому городу нормальным. К сожалению. Только обижаться могут на правду, как тот Аноним в 13:37

            13
            1
    • Я че? 04.09.2021 at 11:24

      Самое интересное все что описывает этот нечем юридически не обладающий мммм, как это сказать сказка — творческая бумага что ль))) уже было… Общественный транспорт, огромное количество рабочих мест, строительство микрорайонов, дорог, магазинов, предприятий, сельское хозяйство и т.д. СССР…

    • Я 04.09.2021 at 18:38

      О диких собаках подумал, а об инвалидах и пожилых людях подумал…. Пешеходные и велосипедные передвижения хороши для здоровых, а категории, которой трудно передвигаться на своих двоих как быть? Проект можно сравнить с ими высоченными пешеходными переходами, которые понастроили для молодых и здоровых жителей, а как карабкаться на них маломобильным гражданам не продумали

      10
      1
  2. Оскар Шалимович 03.09.2021 at 12:58

    Необходимо в первую очередь решить проблему с полчищами диких бродячих собак!

    24
    13
    • Баклан 04.09.2021 at 09:29

      Но и с полчищам домашних собак, гуляющих без поводков и намордников…

      10
      2
  3. Хунта 03.09.2021 at 12:59

    Конечно все это сотворится под знаменем Единоросов !?? а если нет то ничего не будет !!? старая и плохая пластинка. Воруют со страшной силой эти вот самые Единоросики и нет этому и конца и края и чтоб остановить вот всю эту гадость , осталось самое малое это не допустить в думу эту заразу которая растащила всю страну. Лидер нужен стране а не падаль которая позволяет уничтожать свой народ.

    29
  4. Аноним 03.09.2021 at 13:35

    «Мы предлагаем большой спектр мероприятий по развитию общественного транспорта…» — в Астраханских реалиях звучит как издевка.

    33
  5. Житель 03.09.2021 at 14:02

    Что за бред? Он пьяный что-ли?

    29
    1
  6. Транзитный Пасажир 03.09.2021 at 14:20

    Хотелось бы увидеть, какие маршруты он предлагает.
    Ну думаю не плохой бы магистральны маршрут бы получился бы:
    Стрелецкое — пос. Морской

    6
    1
  7. Из Астрахани 03.09.2021 at 14:33

    Господа, не понятно к чему это сказано;
    Рассматривали ли авторы мастер-плана вопрос создания приютов для бродячих животных? Есть ли у вас видение того, как с учетом имеющейся законодательной базы «собачий вопрос» должен решаться в городах? СМЕШНО…..
    На обсуждении мастер плана были директора собачьих приютов? И город будет строится с учетом растущего сучьего поголовья?

    13
    2
  8. Трусовчанин 03.09.2021 at 14:59

    «есть ли идеи по восстановлению какого-либо вида электротранспорта? Как вы оцениваете практику использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ), которая оказалась успешной в Санкт-Петербурге? Может ли она быть реализована в Астрахани?» — ни на один вопрос этот пухлый главнюк так и не ответил

    22
  9. Зануда 03.09.2021 at 15:20

    Становится ясно,что это мастер-развод. Небрежно ,тяп-ляп,слепленный,
    мертворожденный проект,абсолютно оторванный от местных реалий.Понятно,что весь этот абсурд всё равно без госфинансирования реализован не будет,но всё же немного напрягает решение транспортной проблемы (велодорожки и к месту,и не к месту,самокаты,
    электричка…) и фонари-виселицы.Хотелось бы услышать о реальной работе правительства области по решению проблемы модернизации систем водоснабжения и водоотведения,а не этот бред шабашников- гастролеров.Хватит с Астрахани »лысой» набережной и центральной площади с мутантами…

    45
  10. Сергей Р! 03.09.2021 at 15:53

    И вот такие заезжие дилетанты проектируют наше будущее. Бред студента-недоучки. Возьмём, к примеру, общественный транспорт. Электрички и речное такси не решат и малой части проблемы пассажирских перевозок в Астрахани, но денег на них потратят, как на весь остальной наземный транспорт.
    Трудности с транспортным обеспечением горожан возникают обычно в часы пик и вечером. Не знаете как решить эти две задачи — обращайтесь, подскажу.
    Ну а для оптимизации маршрутной сети требуется элементарное исследование пассажиропотока, не умеете — научу.

    35
    1
  11. НАМКРЫШ 03.09.2021 at 16:40

    Никакой. Серая грязь от машин брызгами до третьих этажей.

    9
    2
  12. Давящий моль 03.09.2021 at 19:46

    Не верю во всю эту хрень. Пока Москва 80% денег забирает себе, ничего здесь строить и переделывать не будут. А Москва будет доить регионы до талого, пока в теремочке ОПГ озеро сидит во главе с плешивым карликом. Только полный демонтаж режима и его прихлебателей обеспечит Нищей Астрахани жизнь. А до тех пор будут всякие чинушки писать «мастер планы» чтобы держать народ в иллюзии, что происходит бурная деятельность…

    16
    1
  13. Михаил 03.09.2021 at 20:33

    О чем этот бред, если лужи-озера затапливают город. В новых домах крыши текут как дырявый зонтик. Торговые центры заливает при небольшом ливне. А тут опять бредятину завели про фантастисеские олегории. Милицейский мост ещё не весь сдан, а уже благополучно обдирают ливневки на металлолом. На весь город один более менее нормальный парк для отдыха, но туда проблема доехать. Находится на десятке. Даже просто бани общественные не могут открыть, очень большая проблема для мэрии.

    19
  14. Алексей 03.09.2021 at 21:54

    Пожалуйста, дайте нам губернатора Калинградской области. Возможно тогла Астрахань выйдет из….. Нужно организовать сбор подписей. Есть пример, что многое зависит от руководителя. Удачи.

    10
    • Из Астрахани 04.09.2021 at 09:03

      Или губернатора Белгородской области.

      • Аноним 04.09.2021 at 14:12

        Цыбульский — хороший руководитель. Но не надо его в Астрахань. Пусть Поморьем командует.

  15. Аноним 04.09.2021 at 00:36

    Дорогие земляки,вы так много написали и сколько боли и переживания за родной город ,проглядывалось в ваших безусловно объективных словах …Но , нужно быть последним дураком чтобы не видеть в этой браваде о городе счастья -элементарную замануху ,что создают изо всех сил ,пытаясь переизбраться и снова ..воровать !
    Старое затёртое кино,где хочется отметить лишь патологическое отсутствие фантазии для облапошивания астраханцев ( оставшихся ещё здесь к слову ) .Они даже не считают нужным похитрить и не так грубо обманывать,словно мы овощи какие-то глупые и недалёкие (((
    Печально это всё и больно за свою Родину и за нас …
    С уважением!

    19
  16. Бабкин 04.09.2021 at 02:45

    Григорию не мешало бы приехать в Астрахань и пожить здесь месяц-другой. А уже потом рассуждать о городской электричке (сколько лет про этот проект говорят), как и откровенно позориться, говоря о речном такси. После этого воспринимать все эти мастер-плановские рассуждения всерьёз смысла нет, очередной баблопил серьёзных дядь при помощи вот таких ванильных московских мальчиков Григориев Мустафиных из тёплых офисов.

    20
  17. Баклан 04.09.2021 at 09:32

    Автобус соединит три района, а Трусовский ,как всегда по-боку. Предлагаю его сделать сельским районом.

  18. Аноним 04.09.2021 at 09:58

    Григорий, вы поживите для начала и приглядитесь на новый появившийся контингент типа «коренных»,город в основном загаживают эти приЕХАЛЫ Проблему с собаками создали именно сами депутаты и не спешат ее решать, никаким образом, нарисовав свой дебильный 498-ФЗ
    Поэтому дорогие астраханцы, не слушайте заезжих молодых мудрецов -это раз и голосуйте против Единой России-.которые растащили страну до гвоздя,это два!Тогда возможно заживем!

    12
    1
  19. волжанин 04.09.2021 at 13:48

    Бабкин, солидарен с вами, эти ребятки из московии развешать лапшу насчет речного такси или другую розовую свою мечту детства решили сюда перенести.Зачем городить все это- верните городу обычные трамвайчики речные , уберите барбосов с улиц всей АО , а не возводите питомники для собак за счет пенсионных отложений, не накаляйте обстановку своими далеко не новыми идеями и планами , мечтатели с депутатскими мандатами!
    Страна должна вздохнуть без депутатов, их стало больше, чем воздуха

    13
    1
  20. Хунта 04.09.2021 at 16:49

    Да никакой она не будет !! как была срачем так и останется!

  21. Адекватный 04.09.2021 at 18:17

    Еще одна напасть на наш многострадальный город на этот раз из института генплана москвы. Закончится тем, что уничтожат оставшиеся деревья (главная часть любой астраханской реконструкции, как в парке около Лебединого озера) и на этом все закончится.

    11
  22. коля 04.09.2021 at 18:24

    «Покамест травка подрастает, лошадка с голоду умрет»

  23. Полынь 04.09.2021 at 19:43

    Мне очень нравится какой стала Астрахань после небольших в общем-то дождей — грязной, запущенной, настоящей. В центре города самым грязным местом стала ул.Бабушкина, и особенно рядом с офисамм Единой России и Газпрома.
    Недавно там героически ликвидировали место место крупного Прорыва (журналисты Пункта написали бы — мощного). Нет, прорыв не из преисподни, всего лишь канализации. При этом герочески разрыли улицу, нарыли ям, присыпали все это безобразие землей и песком (даже не щебенкой). И бросили, забыли…
    Ну тут нате вам долгожданный очищающий дождь, который с помощью автомобилей (в основном сотрудников газпрома и ЕР) не очистил это место, а превратил в свою противоположность.
    И теперь после заслуженной предстоящей победы ЕР на выборах, можно с чистой совестью сказать — это выборы для ЕР были самые грязные.

  24. экстрмист 04.09.2021 at 19:53

    Несомневаюсь, что будут созданы
    «фонд и проектный офис». На этом дело закончится, вот и славно.
    Прилипчивая забота Москвы к проблемам Астрахани напомнило анекдот про лягушку на бегемоте:
    »
    ….Погода дрянь!..
    ….Болото гавно..!
    ….Еще и бегемот этот к жопе прилип!»
    —————————————————————————
    Астрахань не надо развивать ни мастер-планами, ни генпланами, ни фондами с проектными офисами
    Все «проблемы » Астрахани от её перенаселенности жадными и злобными людишками.

    При сокращении 2/3 населения оставшимся горожанам вполне хватит существующего транспорта,хватит существующих мест для отдыха, не нужны строить миллионы кв.метров нового жилья, не нужны аквапарки и не нужны создание новых рабочих мест, нах не нужны методические расчеты и обоснования точек роста.

    3
    2
  25. Ильф и Петров 05.09.2021 at 01:50

    Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно. — Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир. Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир! — Как? — закричали все. — Вполне реальная вещь, — ответил гроссмейстер, — мои личные связи и ваша самодеятельность — вот все необходимое и достаточное для организации международного Васюкинского турнира. Подумайте над тем, как красиво будет звучать — «Международный Васюкинский турнир 1927 года». Приезд Хозе-Рауля Капабланки, Эммануила Ласкера, Алехина, Нимцовича, Рети, Рубинштейна, Мароци, Тарраша, Видмара и доктора Григорьева обеспечен. Кроме того, обеспечено и мое участие! — Но деньги! — застонали васюкинцы. — Им же всем деньги нужно платить! Много тысяч денег! Где же их взять? — Все учтено могучим ураганом! — сказал О. Бендер. — Деньги дадут сборы! — Кто же у нас будет платить такие бешеные деньги? Васюкинцы… — Какие там васюкинцы! Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто. Ведь на турнир с участием таких величайших вельтмейстеров съедутся любители шахмат всего мира. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки.

  26. Астраханцы 05.09.2021 at 08:11

    Кудрявцеву за её полупьяные чертежи привлекут?

  27. Стас 06.09.2021 at 17:23

    А исторические зоны Астрахани? Восстановление Татарской слободы, других историко-туристических территорий? Ничего не сказал.

Ответить

Ваше мнение очень важно для нас, правда. Комментарий появится после премодерации (если там есть мат и оскорбления - не появится). *



Ваше мнение очень важно для нас, но в комментариях нельзя материться, оскорблять кого-либо, спамить, публиковать чужие данные и нарушать отечественное законодательство. Сообщения нарушителей будут удаляться и не дойдут до адресатов. Просим уважать себя и друг друга.
Сейчас мы отражаем спам-атаку, комментарии могут появляться с задержкой.

Лента новостей