Куда катится астраханский троллейбус?

Эксклюзивное расследование «Арбуза»

0ОсновноеТранспорт

Фото: Антифактор / transphoto.ru

Темы для расследований иногда валяются в буквальном смысле под ногами. Например, неприметная бумажка, на которую чуть было не наступил корреспондент «Арбуза», при рассмотрении оказалась ни много ни мало отчетом о деятельности астраханского троллейбусного парка.
Поскольку вероятность того, что кто-то делает настолько похожие на правду поддельные отчеты и раскидывает их по улицам города, крайне мала, мы не смогли удержаться от этого текста. И предлагаем вам узнать подробности жизни предприятия, о которых не любят распространяться официально.

Для начала о подвижном составе. Если верить отчету о деятельности МУ АТП, в Астрахани сейчас осталось 26 пассажирских троллейбусов. Из них:
— 9 относительно новых — им около семи лет;
— 17 старых — им свыше десяти лет (большинству значительно свыше, девяти настолько свыше, что восстановлению они уже не подлежат);
— Еще есть два грузовых троллейбуса, обоим более 25 лет.

Маршрутов два, на них каждый день выходит до 14 из оставшихся в живых троллейбусов. В городе 52 км контактной сети (в однопутном исчислении), из которых замены требует 24 км. Ток туда раньше подавался с шести подстанций, но поскольку ремонт на них проводился последний раз в 1982 году, сейчас работают далеко не все.

Так как само себя окупить предприятие не в состоянии, основные средства на существование оно получает из бюджета. Наглядно увидеть суммы можно на графике ниже:
subsidii

Как видно, начиная с 2011 года, когда троллейбусный парк получал более 70 млн. рублей ежегодно, финансирование «рогатым» постепенно урезали. Хотя «сложившаяся экономическая ситуация» тогда даже не думала складываться. В итоге наложился кризис, и в 2015 году предприятие оказалось в месте, название которого мы не можем написать по этическим соображениям.

Как следует из отчета, МУ АТП перестало хватать денег на запчасти, поэтому часть троллейбусов встала. Интервал движения из-за этого увеличился с 10 до 30 минут, соответственно уменьшилось и количество пассажиров. Количество водителей тоже уменьшилось — из-за отправки в вынужденный простой они начали увольняться. Упала выручка, что еще больше ударило по финансовому состоянию троллейбусного парка. И весной 2015 года движение троллейбусов остановилось совсем: «дернули рубильник» уставшие добиваться выплаты долгов энергетики.

После этого горадминистрация вспомнила, что в городе есть троллейбусы и приняла решительные меры. Руководителя парка уволили, предприятию дали денег (что видно на графике) и движение электротранспорта, после выплаты долга за электричество, возобновилось. Более того: в АТП закупили новые запчасти, увеличили выпуск троллейбусов на линию и даже продлили время их работы почти до полуночи.

Казалось бы, все хорошо, но выделенные деньги, если верить отчету, являются лишь припарками предприятию, которое только делает вид, что живое. Потому что подвижной состав остался по-прежнему старым, а подстанции и контактную сеть никто так ремонтировать и не начал. И вряд ли начнет, учитывая то самое «сложившееся экономическое положение». Но самое главное: люди не оценили вложений и активно пользоваться троллейбусами так и не стали.

Время посмотреть самое интересное в изученном нами документе — строку «выручка от продажи абонементов». Именно она демонстрирует реальную популярность городского электротранспорта. Сначала в деньгах:
— 2014 год — 9 483,3 тыс. рублей;
— 2015 год — 8 395,7 тыс. рублей (из них 3 960,5 тыс. рублей за первое полугодие);
— 2016 год (первое полугодие) — 4 766,3 тыс. рублей.

Здесь все предсказуемо: в 2015 году из-за простоя троллейбусов выручка упала (не на чем было ездить), в 2016 году снова поднялась.

Теперь посчитаем, сколько это в пассажирах. Формула простая: заработанные за полгода деньги делим на количество дней в полугодии (182) и на стоимость проезда (10 рублей). В итоге:
— в первом полугодии 2015 года троллейбусом пользовались в среднем 2 176 человек в день;
— в первом полугодии 2016 года на троллейбусе ездили уже 2 618 человек ежедневно.

Казалось бы, рост, но. 2 618 человек из полумиллионного города. Если учитывать, что чаще всего люди ездят туда и обратно, то цифра получается еще меньше — около 1 300 любителей электротранспорта на всю Астрахань.

Но даже если считать, что люди туда и обратно ездят разные, то получается все равно не очень позитивно. Потому что если 2 618 разделить на 14 троллейбусов, то получается всего 187 человек на каждый. В день. При том, что каждый из них рассчитан на перевозку около 120 человек за один рейс.

И на все это только за первое полугодие 2016 года троллейбусный парк получил (по данным того же отчета) 31 561 400 рублей субсидий. По 66 рублей «сверху» цены билета на каждого пассажира. При том, что даже этих денег все равно не хватает: долги предприятия толком не гасятся, новые троллейбусы не покупаются и инфраструктура не то, что не развивается — даже не ремонтируется.

Поскольку в «сложившихся экономических условиях» денег в бюджете становится все меньше, ответ на вопрос «куда катится астраханский троллейбус», кажется, очевиден. Однако сколько времени этот вид транспорта еще будут поддерживать в искусственной коме предсказать невозможно. Впрочем, это уже немного другая история.

Фото: Антифактор / transphoto.ru

Фото: Антифактор / transphoto.ru

24 октября 2016, 07:57



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Лента новостей