Накануне корреспондент «Арбуза» пересмотрел фильм «Шерлок Холмс: Игра теней» режиссера Гая Ричи и подметил упоминание Астрахани в одной из сцен. Так как в запасе у нас была одна полумифическая история о связи нашего региона и творчества Гая Ричи от источника близкого к правоохранительным органам, мы решили объединить их и сделать небольшое полукриминальное пятничное чтиво.
Казак, шуба, пять ножей
Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего упомянул Астрахань в одной из первых сцен. И да, астраханское там соседствует вместе с казаками и селедкой с водкой.
«Хотя вы не заметили частицы астраханского меха на гвозде над моим левым плечом, вы не могли не почувствовать невыносимый аромат селедки с водкой…В стропилах над нами прячется человек, казак известный своими акробатическими способностями и прославившийся тем, что подрабатывает убийцей», — произносит Шерлок Холмс, наклонившись к плечу цыганки.
Дальше казак в шубе из «астраханского меха» пытается отработать свою славу, орудуя ножами. Смешиваются в кучу мебель, карточные игры, люди и удары всех участников битвы сливаются с ирландской плясовой.
Мы попытались выяснить, при чем тут все-таки Астрахань, и что это за мех такой. Пересмотрев сцену в оригинале, убедились, что Шерлок действительно употребляет слово astrakhan. Оказалось, у него есть несколько значений и самое употребительное в английском — каракуль. То есть, герой имел в виду, что шуба казака из каракулевого меха. Но так как устойчивого выражения «астраханский мех» в русском не существует, ошибка все же в переводе.
Ответ на вопрос как связаны Астрахань и каракуль нам дала Wikipedia.
В западноевропейских языках каракуль называется «астрахан», по названию главного торгового центра, занимавшегося когда-то торговлей каракулем — ныне российского города Астрахани.
Так что когда общаетесь с иностранцами, подробнее объясняйте, откуда вы. А то получится, будто из каракулевого города.
Большой куш, свиньи и астраханский клан
Еще одна не самая явная отсылка к России и даже, возможно, к Астрахани находится в фильме «Большой куш». Режиссер в целом любил вкраплять русское в своих ранних фильмах о криминальном мире Англии. Например, один из самых ярких персонажей того же «Большого куша» — уже культовый герой Борис Бритва, неубиваемый бывший кгбэшник, который промышляет в Лондоне торговлей оружия.
А вот о возможной и очень даже кровавой отсылке к Астрахани в одном из самых известных фильмов Ричи, нам рассказал источник, близкий к правоохранительным органам. По сюжету глава одной из криминальных группировок Лондона — Кирпич избавлялся от трупов, скармливая их свиньям.
«А вообще я слышал, что лучший способ — это скормить труп свиньям. Свиней надо несколько дней не кормить, а после этого они сожрут расчлененный труп за милую душу … Для того, чтобы за раз избавиться от одного трупа надо как минимум 16 свиней, поэтому остерегайтесь владельцев свиноферм. Тело весом в 200 фунтов свиньи сожрут примерно минут за восемь. Это значит, что одна свинья сжирает 2 фунта сырого мяса в минуту. Именно отсюда происходит присловие — жадный, как свинья…» ,- говорит Кирпич.
По заверению нашего источника, такой метод одним из первых начал использовать астраханский бандитский клан в 90-е. Клан был известен своей безбашенностью даже по меркам криминального мира, отличался крепкой семейственностью и имел огромный дом, почти крепость, нашпигованный различными хитрыми устройствами.
Но никаких доказательств, кроме рассказа нашего источника, и того, что клан реально существовал, у нас нет. Ни в одном интервью Гай Ричи не упоминал о подобном факте, поэтому на достоверность полумифическая история не претендует. Особенно учитывая многолетнюю историю итальянской и японской мафии и их жестокие методы. Зато миф ярко иллюстрирует лихое десятилетие прошлого века в России.
Читайте также: Десять драк за четыре часа: история о прогулке по Трусово начала нулевых