Накануне местные товаропроизводители и представители торговых сетей, работающих в Астраханской области, в очередной раз собрались, чтобы поговорить о наболевшем. На этот раз встреча проходила в Малом зале администрации губернатора региона. Предприниматели пытаются продвинуть свой товар на полки сетевых магазинов, тогда как последние не очень заинтересованы в таком сотрудничестве. Иногда эту заинтересованность «пробуждают» с помощью пресловутого административного ресурса. Например, десять лет назад, если верить слухам, продукция «Астраханского ликеро-водочного завода» встала на полки федерального гипермаркета «Лента» только после того, как компании «намекнули» на риск отзыва лицензии на продажу всего алкоголя. Аналогичная ситуация, по тем же слухам, была и с продукцией печально известного «Володарского молочного завода» (оба предприятия, к слову, уже не существуют — «Арбуз»).
Но вернемся к текущей ситуации. Ничего нового по итогам собрания товаропроизводителей и представителей сетевых магазинов озвучено не было. Астраханские предприниматели сообщили, что главными проблемами при работе с сетями для них являются: попадание в эти самые сети, механизм ценообразования и объемы поставок. Проще говоря, бизнес хочет проще входить в сеть, получать за свою продукцию более выгодные цены, и работать с удобными для себя объемами. Торговые сети, понятное дело, придерживаются прямо противоположных подходов, ведь их цель — оптимизация всех издержек.
Кроме озвучивания друг другу всех своих претензий, предприниматели и сетевики договорились практиковать выездные закупочные сессии. Одно из таких мероприятий состоялось совсем недавно и было признано относительно эффективным.
Если же в целом оценивать успешность сотрудничества астраханских товаропроизводителей и торговых сетей, то картина вырисовывается печальная. Астраханская продукция на полках федеральных ритейлеров практически отсутствует. Многие производители, изначально вошедшие на полки сетевых магазинов, теряют места в конкуренции и иногородними поставщиками. Так было, например, с астраханским хлебом — представители одного из хлебозаводов постоянно жалуются на снижающиеся заказы от ритейлеров.
Торговые сети объясняют такое бедственное положение дел неготовностью местных предпринимателей работать по современным стандартам, желанием многих вести так называемую «черную кассу», отсутствием документов на продукцию, неумением и нежеланием работать с использованием современных каналов коммуникации, а также упаковывать и маркировать свою продукцию соответствующим образом.