Астраханские машинисты: романтики, прагматики, мечтатели и очень ответственные люди

В машинисты я пойду! Пусть меня научат!

Сегодня День машиниста. Праздник совсем молодой, его учредили лишь в 2023 году. Разве мог наш «Арбуз» пройти мимо такого события? Это же замечательный повод познакомится с профессией поближе. А помогли нам в этом машинисты тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Астрахань-2. Там работают около 500 машинистов. На наши вопросы ответили пятеро.

Как у космонавтов, только на земле

От них мы узнали, например, что годы, проведенные в поездках, называются колёсными, и этот стаж должен составлять двенадцать с половиной лет— для получения права досрочного выхода на пенсию. Есть норма поездных часов, и в месяц она равняется 168.

Инструкции, которые регламентируют правила поведения машинистов, очень жесткие. Про них говорят, что они «написаны кровью» – то есть проверены практикой, и нарушать их – значит подвергать свою и чужие жизни смертельной опасности. Поэтому знать их машинист и помощник машиниста должны, как таблицу умножения. Должны разбираться они и в технических особенностях поезда. Поездки случаются в разное время, ночью они всегда сложны, так что  за работоспособностью машиниста в кабине следит Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Насколько бодр машинист, система понимает по электрическому сопротивлению кожи запястья, на котором закреплены специальные часы. Если работоспособность человека снижается, ТСКБМ проводит проверку бдительности машиниста. В кабине локомотива размещены несколько кнопок бдительности. Чтобы дотянуться до них, надо встать со своего рабочего места. Встал и дотянулся – взбодрился, сонливость ушла. А еще особый прибор периодически включает звуковой и световой сигнал. Когда машинист слышит его – он должен нажать кнопку безопасности. Если этого не сделать, прибор автоматически остановит поезд, а это сродни ЧП.

Машинисты проходят обязательный предрейсовый и послерейсовый медосмотр, ну точно, как космонавты. И даже бортовой журнал, который они заполняют и проверяют каждую поездку, фиксируя все технические замечания и устранение поломок, роднит их с космической братией. Но все же в профессии машиниста есть свои особенности. А вот какие, мы узнали у них самих.

За окном – рассветы и закаты

Стать машинистом Александр Шевяков мечтал с седьмого класса.  И пришел на железную дорогу в 2008 году — сначала слесарем в депо, потом стал бригадиром, мастером, потом помощником машиниста. Четыре года был помощником. А вот когда «закатался» с наставником, то стал работать машинистом. «Закатка» или «обкатка» — это профессиональная терминология.  И это, конечно, не заготовка банок на зиму, в Астрахани их называют закатками. Это трехмесячная стажировка непосредственно в кабине машиниста под контролем инструктора, практически экзамен каждую поездку.  Инструктор направляет и подсказывает, но начинающему машинисту самому надо очень много знать.

Инструкции на РЖД суровые, потому что самое главное в них — соблюдение безопасности. В этих же целях и график работы устанавливается: машинист не может работать свыше 12 часов. Это неукоснительно соблюдается. Если, предположим, через 12 часов машинист, находящийся в пути, не доехал до конечной точки — все, он останавливается. На смену ему приедет другая локомотивная бригада, а он будет отдыхать. На конечных станциях на всех направлениях есть специальная железнодорожная гостиница, которая называется дом отдыха локомотивных бригад.

Монотонные ночные поездки, это отмечают все машинисты, — самое трудное. У каждого есть собственный способ взбодриться. Кто-то пьет кофе, кто-то чай, а Александр умывается холодной водой, говорит, что усталость сразу проходит.

Трудная профессия машиниста. А что в ней особенного?

— Это настоящая мужская работа.  Я свое дело люблю и каждому желаю найти что-то себе по душе. А если про особенное… Столько потрясающих закатов и рассветов, сколько видят машинисты, больше никто не видит. Это ни с чем не сравнить. Романтика! — утверждает Александр.

Машинист, сын машиниста

Решение стать машинистом Акиф Айдазаде принимал вполне осознанно: отслужил в армии, закончил Астраханскую дорожно-техническую школу, выпустился помощником машиниста. А овладеть этой профессией хотел с детства: отец его работал машинистом – пример, как говорится, перед глазами. Через год после учебы в Астрахани он отучился в Саратовской дорожно-технической школе, прошел стажировку — всё, как положено. И вот уже двенадцать лет он в этой профессии. Акиф — специалист 1 класса, классность на железной дороге означает допуск к разным видам поездов, первый класс — это пассажирские поезда. При этом Акиф еще и машинист-инструктор, мы уже говорили, что инструктор обучает молодых непосредственно на рабочем месте. Машинист-инструктор в поездке с начинающим машинистом находится три месяца. По плану за год инструктор должен «обкатать» одного-двух молодых специалистов. То есть проверить их теоретические знания на практике, ответить на все их вопросы в ходе поездок, подсказать, как действовать в той или иной ситуации, хотя это все прописано в документах. Только после этого начинающий машинист будет работать самостоятельно.

Акиф расстраивается, что сегодня молодые не рвутся в машинисты. Опасаться, конечно, есть чего: работа трудная, ответственная, очень строгие правила, которые требуют неукоснительного соблюдения, а для этого их надо понимать и запоминать. В общем, нет особого интереса к профессии, а зря, считает Акиф. В пользу профессии — солидный социальный пакет, длительный отпуск, досрочный выход на пенсию (молодые про это не думают, а напрасно). И в депо ни разу даже на день не задерживали зарплату. Уверенность и постоянство – сильные аргументы в пользу профессии. Акиф мечтает, чтобы его сын тоже стал машинистом.

Почему с ним трудно договориться

С Андреем Нестеровым мы долго не могли созвониться, только списывались, и он отвечал мне: «Звоните, если я не отвечу, значит, работаю или отдыхаю, а если буду не занят— поговорим». Я никак не могла взять в толк, почему сразу нельзя договориться о разговоре, пока не поняла, что между сменами после напряженной поездки машинисту надо элементарно выспаться, а потом, отдохнув, опять ждать очередного вызова. Машинисты все время на связи, в поездку их вызывают за три часа (говорят: прийти на явку), так что далеко лучше не отлучаться, серьезных дел не планировать, какой уж тут разговор с журналистом! Напряженный график не только работы — жизни. Я Андрея спросила, как же он, например, с девушкой встречался при таком-то графике, когда трудно что-либо планировать. А он, оказывается, успел жениться до того, как стал работать машинистом, а жену и вовсе с детского сада знал. Предусмотрительный!

В депо пришел работать в 2011 году. Машинистом работает почти шесть лет. Закончил Саратовскую дорожно-техническую школу, выучился на помощника машиниста. Когда приехал после школы — думал, пока приглядится, настроится как-то, а его буквально на следующий день в поездку отправили.  Потом на машиниста его «закатали», и вот с тех пор Андрей водит грузовые составы. О первой самостоятельной поездке говорит: «Куда ездил, не помню, а свой мандраж помню очень хорошо».

Мандраж давно прошел, остались собранность, ответственность, предельное внимание, которые помогают принять быстрое решение в нестандартных ситуациях. Например, коровы на железнодорожных путях вынуждают применять экстренное торможение. Напряженный график работы? Да, он зависит от потока поездов. Случаются и 10-12 поездок в месяц, а бывает «только» 7-8. Ответственность та же.

Ну собственно, это общее качество для всех машинистов. На железной дороге сразу видно, кто что из себя представляет. Если человек не способен нести ответственность, он сам уходит. Нет и не может быть среди машинистов случайных людей.

Из Питера — с любовью

Конечно, вопрос про невозможность вклинить свидание в график машиниста – это шутка. Всё у наших героев хорошо, с созданием семьи в том числе. Олег Волков   и вовсе переехал из Санкт-Петербурга в Астрахань, потому что любимая не хотела жить в Северной столице. А Олег там проработал машинистом довольно долго. Хотя он астраханец. Но так получилось, что в какое-то время в родном городе не было работы, и он нашел ее сначала в Смоленске, Курске, затем в Питере. А потом в отпуске на родине встретил и полюбил девушку. Прилетал на свидания из Питера! И когда поженились, думал, что осядут в городе белых ночей. Но, уступив жене, перевелся два года назад в эксплуатационное локомотивное депо станции Астрахань-2.

Олег — машинист электровоза и тепловоза.  Но здесь водит только тепловозы. Работает с грузовыми поездами. И нештатных ситуаций в его профессиональной судьбе было немало.  Например, неисправности узлов и агрегатов локомотива, устранять которые приходилось прямо на ходу. В таких ситуациях надо быстро принимать решение, быстро действовать. Решение принимает машинист, действует помощник. Все необходимое для устранения ЧС на борту локомотива имеется.

Ночные смены всегда требуют повышенной концентрации внимания, предельной собранности. Особенно в непогоду, тогда видимость ухудшается.   Так что главное качество машиниста, по мнению Олега, — стрессоустойчивость. Не случайно каждый год они проходят серьезную медицинскую комиссию, 37 специалистов оценивают здоровье машинистов по всем показателям.

Не удержалась от вопроса, что Олега привлекает в профессии. И в очередной раз услышала про романтику.

«Из окна кабины такой обзор!  А за окном такая красота!  То степь цветет, алая от маков, то сайгаки бегут, зайцы, лисы.  Я не мастер говорить красивые слова, но когда такое вижу — душа радуется».

Человек, созданный для поезда

Арби Усманов родом из Калмыкии. Жил рядом с железной дорогой, и пролетавшие мимо поезда стали мечтой мальчика. Когда он видел в освещенной кабине локомотива машиниста, то представлял себя на его месте. Вырос, закончил училище в Гудермесе на помощника машиниста, а мечта все еще оставалась нереализованной. За плечами уже были и армия, и училище, и работа в путевой части, и до мечты оставалось совсем чуть-чуть, но опять не сразу получилось. Пришел в депо (говорит: «Как к себе домой»), а даже помощники машинистов не требовались — время трудное, интенсивность потока поездов низкая.  И Арби снова устроился на работу в путевую часть.  Его карьера развивалась очень успешно: от монтера пути до контролера пути и дорожного мастера, и все было хорошо. Но мечта не оставляла.

Он шел к ней восемь лет!  В конце мая будет ровно два года, как Арби работает машинистом. В памяти свежи его впечатления о первой самостоятельной поездке. Говорит, волнение просто зашкаливало: а вдруг случится что-то, с чем не справится?  Хотя все знал!

Перед каждой поездкой волнение присутствует и сейчас, но уже появилась уверенность. Это хорошее качество, оно присуще профессионалам. И никакого отношения не имеет к самоуверенности.  Перед каждой поездкой, проверяя состав, сверяясь с бортовым журналом, Арби проверяет и то, что должен делать помощник. Правило у него такое: доверяй, но проверяй!  Помощник не обижается. На Арби в принципе трудно обижаться: он веселый, добрый, с уважением относится к людям. Это все говорят. А знаете, почему такое отношение?

«Не хочу тратить время на какие-то ненужные разговоры, на негатив, который отражается на настроении.  Для меня важно ни на кого не держать зла. У нас сложная работа, все силы должны быть сосредоточены на ее выполнении», — такая у него установка.

Зато сказать хорошие слова, похвалить, помочь, подсказать, одобрить — это у Арби получается всегда.

То, что он человек, созданный для поезда, сказал о себе сам Арби, имея в виду свою солидную фигуру. А, оказалось, определил самую суть.

Вот, собственно, и все, что удалось узнать в разговорах между поездками.   Машинисты, конечно, совершенно особенные люди. А знаете, как звучит пожелание машинисту счастливого пути?  Зеленого пути!  Именно этого всем нашим героям желает редакция «Арбуза».

Марина Паренская

28 марта 2025, 09:14



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Лента новостей