«Арбуз» подводит итоги 2019 года в Астраханской области

Вспомним о самом главном

ОбществоОсновное

6.06.2019. Смена одного врио губернатора на другого. Подпред в ЮФО Владимир Устинов представляет Игоря Бабушкина и дает прощальное слово Сергею Морозову

По уже сложившейся традиции в канун Нового года «Арбуз» подводит итоги года уходящего. Каким он был в Астраханской области? Мы вспомнили самые яркие его события.

Политика и власть

На политической арене самым главным событием безусловно стали выборы губернатора. Почти год Астраханской областью руководили люди с приставкой «временно исполняющий обязанности». Сначала этим человеком был врио Сергей Морозов, но в июне то ли у Морозова, то ли в администрации президента что-то пошло не так (или, наоборот, все пошло именно так) и Морозова сменил другой врио — Игорь Бабушкин.

Буквально сразу же Бабушкин принялся активно вникать в вопросы жителей региона, а одним из крылатых его высказываний стало словосочетание «проблемы, которые не решались годами». Бабушкин активно ездил по районам Астраханской области и везде получал новую порцию народных бед: бездорожье, отсутствие воды и газа, каких-либо перспектив, транспорта и прочее-прочее. В социальных сетях врио губернатора не раз поражался и ужасался, как же люди вообще могут так жить.

Видимо, осознав, что надо спасать регион, уже совсем скоро после того, как Родина отправила его поработать врио, Бабушкин принял решение баллотироваться на пост губернатора. Простым самовыдвиженцем. Под лозунгом «Работа на результат!» и с программой по социально-экономическому прорыву. Его поддержала «Единая Россия» — партия власти решила не выдвигать своего кандидата, а сосредоточиться на поддержке Бабушкина. 8 сентября самовыдвиженец Игорь Бабушкин одержал уверенную победу на выборах главы Астраханской области. Таким образом, почти год нахождения региона под руководством людей с приставками «врио» подошел к концу. Теперь Игорь Бабушкин полноценный губернатор.

Нельзя не вспомнить и про «чистки» в кабинетах власти. Покинувший свой пост сразу после ухода Сергея Морозова и.о. вице-губернатора Расул Султанов был арестован в конце июля. Также арестовали нескольких министров, как бывших, так и работавших на тот момент: Виталия Шведова, Олега Гужвинского, Сергея Кучумова,а еще экс-главу Наримановского района Нурлана Кандыкова и ряд чиновников рангом помельче. В чем их обвинили? Султанова и Шведова — в ущербе бюджету, который они причинили, взяв для региона кредит в банке под слишком высокий процент. Остальных арестовали в связи с нарушениями при реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и за неправильное выделение субсидий региональному фонду капремонта.

Именно с массовыми арестами чиновников в дальнейшем связали проблемы с формированием правительства Астраханской области. Напомним, почти полностью кабинет министров удалось сформировать лишь позавчера — при том, что выборы главы региона прошли в начале сентября. Теперь в региональном правительстве много новых лиц (вполне логично и ожидаемо). Они прибыли работать в Астрахань преимущественно из столицы: председатель правительства Александр Шарыкин, министр Михаил Богомолов, глава минэкономразвития Казбек Хадиков. 2020 год покажет, насколько эффективной окажется кадровая политика нового главы региона.

Экономика, промышленность и бизнес

Главный успех, который смакуют власти региона — запуск после длительного простоя судостроительного завода «Красные Баррикады». К возобновлению работы этого предприятия, фактически прекратившего какую-либо производственную деятельность в 2017 году (хоть официально и называют март 2018 года) шли долго. Перспективы завода обсудили лично с президентом Путиным еще в мае — на совещании в Ахтубинске. Потом «Красные Баррикады» продали с торгов структуре Объединенной судостроительной корпорации — «Южному центру судостроения и судоремонта». 24 декабря губернатор Игорь Бабушкин официально сообщил: «Красные Баррикады» возобновили работу — предприятие получило первый заказ.

Еще один региональный мега-проект, о котором говорят не одно десятилетие — создание портовой особой экономической зоны. Импульс работе в этом направлении также придал Владимир Путин, пообещавший поддержку проекту. Астраханская область намерена конкурировать с другими каспийскими портами за грузовые потоки, ну и параллельно развивать пресловутый международный транспортный коридор «Север-Юг», который все никак не начнет работать на полную мощность.

Однако все это — по большей части перспективные планы. Что мы имеем сегодня? Судостроительный завод «Лотос» продолжает строительство круизного лайнера «Петр Великий». Судно должны были сдать уже в этом году, но сроки в очередной раз перенесли — теперь на 2021 год.

Особая экономическая зона «Лотос» продолжает собирать новых резидентов, каковых набралось уже 14. Впрочем, работает по-прежнему пока лишь один резидент — тот самый завод «Лотос». Еще один — «Гекса» — функционирует в тестовом режиме. Остальные продолжают строительство своих заводов и решение организационных вопросов.

В отличие от прошлого года, в нынешнем году власти не так активно рассказывают об успехах в сельском хозяйстве. В 2018 году и губернатор Александр Жилкин (и затем врио Сергей Морозов), и министр сельского хозяйства Алексей Галкин радостно рапортовали о собранных двух миллионах тонн собранных овощей и бахчевых. В этом году, согласно отчетам профильного ведомства, собирали не меньше, но общественность этими хорошими новостями решили так активно не радовать.

В уходящем году стало известно, что Астрахань примет Второй Каспийский экономический форум. Первый прошел в столице Туркменистана, а вот второй, с подачи премьер-министра Дмитрия Медведева, доверено провести в нашем регионе в 2021 году. Подготовка к такому важному мероприятию, по предварительным данным, обойдется в 13 млрд рублей. Не исключено, что сумма вырастет.

Город Астрахань

Каспийская столица весь 2019 год обновлялась и благоустраивалась. Проект «Обновленная Астрахань» еще в начале года был запущен с подачи врио губернатора Сергея Морозова, и предусматривал комплексное благоустройство городских пространств. Сделать удалось действительно многое: впервые за долгие годы были приведены в порядок парковые зоны и общественные пространства в отдаленных микрорайонах.

Астрахань получила из Москвы партию почти новых синих автобусов, которые в настоящее время перевозят горожан по одним из наиболее загруженных и востребованных маршрутов: 19, 25 и 31. В планах, которые недавно озвучил глава администрации Астрахани Радик Харисов — получение еще одной партии аналогичных автобусов из столицы.

Позитивным событием можно считать и приют для бродячих собак, который все-таки скоро появится вблизи Астрахани. Именно туда планируется свозить бездомных животных, которые пока здорово отравляют жизнь горожанам и гостям города. Приют должны были сдать уже в этом году, но сделать этого по ряду причин не успели, поэтому четвероногие друзья человека, выброшенные этим человеком на улицу, имеют шанс переехать в комфортные условия для проживания лишь в наступающем году. Опыт обещают тиражировать и в районах Астраханской области.

Коррупция

Не обошлось в 2019 году и без «коррупционных» дел. В начале года попались глава города Камызяк Дмитрий Васильев и глава администрации Камязыкского района Василий Сухоруков, по версии следствия решившие за 1,5 млн рублей «помочь» предпринимателю с победой на аукционе.

За махинации с землей был задержан экс-мэр Ахтубинска Аманга Нарузбаев. «Непотопляемого», казалось бы, чиновника, уличили в том, что он хотел продать собственной супруге большой участок земли лишь за 13% от ее реальной стоимости. Чего не сделаешь ради любимой, как говорится.

Инфраструктура

Отдельно мы решили вспомнить и о грандиозных планах по строительству/ремонту мостов и дорог в Астраханской области. В частности, надежду на то, что когда-нибудь в обозримой перспективе будет построен мост через реку Бузан, вроде бы получили жители села Красный Яр. Впрочем, если это и будет, то через несколько лет, так что пока красноярцы продолжат обеспечивать стабильный доход владельцам местного понтонного моста.

В этом году вновь заговорили о строительстве Северного и Восточного обходов Астрахани. Эта трасса могла бы серьезно разгрузить областной центр от грузовиков и стать реальным конкурентным преимуществом для перевалки грузов. Реализацию столь сложного и дорогого проекта было обещано поддержать на самом высоком уровне: об этом говорили министр транспорта России Евгений Дитрих и помощник президента по транспорту Игорь Левитин.

Кроме того, в других частях Астраханской области планируется отремонтировать множество дорог и мостов, которые не знали ремонта годами и десятилетиями. Вскоре увидим, как будут реализованы эти планы.

Негатив года

Состояние астраханского воздуха вызывает все больше тревоги. Весной, летом и осенью областной центр задыхался от постоянного запаха гари, с которым ничего не могли сделать ни чиновники, ни МЧС, ни правоохранительные органы. Удивительно, но до сих пор нет ясности, что же именно каждый год (а происходит это все последние годы) заставляет астраханцев дышать дымом. И, вроде бы, все версии отчасти правдивы: в дельте действительно жгут камыш, рядом с Астраханью действительно «тлеет» (подгорает по ночам) закрытый давным-давно полигон ТБО в Фунтово, мусороперерабатывающие заводы действительно жгут мусор по ночам. А вот как это прекратить, не знает, похоже, никто. Поэтому и в 2020 году мы, вероятно, продолжим дышать копотью и гарью.

Но наступившая зима показала, что запах гари — не самое страшное. 11 декабря жители Астрахани начали массово жаловаться на другой запах — газа. Позже в МЧС назовут это «запахом, не свойственным атмосферному», почему-то стараясь во всех формулировках и официальных релизах избегать слова «газ». Проверка, пусть и не сразу, но выяснила: источник зловония находился на территории предприятия «Газпром добыча Астрахань». Но дышать ароматами газа астраханцы после этого не прекратили: 25-26 декабря вновь были зафиксированы массовые жалобы в Астрахани и ее пригородах. Сообщали в социальных сетях о сильном запахе газа в городе астраханцы и накануне — 29 декабря, и сегодня, 30 декабря.


Резюмируя все вышенаписанное, отметим: 2020 год должен стать годом реализации самых грандиозных планов, озвученных новыми властями региона. Однако чиновникам хочется пожелать в первую очередь решить более «мелкие» вопросы: проблемы с водой во многих районах области, проблемы с бродячими животными, проблемы с оттоком молодежи из Астраханской области, наконец, экологические проблемы. Постоянные запахи гари и газа явно не способствуют желанию людей оставаться на Родине и работать ради ее процветания.

30 декабря 2019, 11:04

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей