Сегодня в Кировском районном суде города Астрахани допросили бывшего главу регионального правительства Константина Маркелова. Он проходит свидетелем по уголовному делу в отношении Марины Зайцевой, которая возглавляла агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области. Как мы уже писали, экс-чиновницу подозревают в халатности. Следствие считает, что из-за ее бездействия бюджет потерял более 27 миллионов рублей.
Рассмотрение несколько раз откладывалось по причине неявки важных свидетелей. Поскольку дело правительственного масштаба, дать показания по нему должны бывший губернатор Александр Жилкин, экс-вице-губернатор Константин Маркелов, а также на тот момент руководивший региональным министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Радик Харисов. По разным причинам они не приходили на заседания суда. Сегодня здание на Набережной 1 Мая посетил Константин Маркелов.
Константин Алексеевич подтвердил, что на момент реализации проекта ГЛОНАСС в Астраханской области он являлся руководителем рабочей группы и получал отчеты о программе. Агентство связи и массовых коммуникаций выступало в качестве генерального заказчика и координатора. Маркелов отметил, что выполнять эти функции учреждение было вынуждено, так как региональное министерство транспорта отказалось брать эти обязанности на себя.
«Обязанности ложатся на генерального заказчика, а также соисполнителей. Этот проект был межведомственным, поэтому и формировалась рабочая группа – для координации. За каждое отдельное направление ответственны соответствующие исполнительные органы государственной власти. Заказчик и координатор сводил все результаты в единый общий отчет», — объяснил Маркелов прокурору.
Реализация госпрограммы о внедрении спутниковой навигации при помощи системы ГЛОНАСС началась в 2011 году. Астраханская область стала одним из пилотных регионов, где планировали опробовать новые технологии. По задумке, спутниковой навигацией должны были оснастить общественный транспорт, автомобили скорой помощи, коммунальных служб, школьные автобусы и автомобили прочих учреждений. Бюджет на программу составляли вскладчину: большая часть должна была прийти из федерального бюджета, но изначальные затраты ложились на региональный и муниципальные бюджеты. Из средств Астраханской области, по словам Маркелова, был выделен полный объем финансирования. Еще 18 миллионов передали из федерального Минтранса.
Из бюджетов всех уровней на реализацию системы было потрачено более 27 миллионов рублей. Это те деньги, которые агентство успело потратить на проект: закупили оборудование, оплатили разработку программного комплекса РНИС (региональная навигационно-информационная система), исправно платили зарплату сотрудникам. Далее за ведомство взялись надзорные органы. Следователей интересовало, почему программа не работает. По отчетам агентства, проект исполнен, но на деле РНИС не работает, а транспорт оснащен навигаторами не полностью.
«100% реализации не было. Но, например, машины скорой помощи, насколько я знаю, до сих пор пользуются этой системой. Сложность в реализации в том, что Правительство России не изменило федеральное законодательство и не обязало всех юридических лиц подключиться к системе. Если бы это было сделано, то внедрение прошло бы успешнее. И сегодня по всей стране она так и не работает», — заявил Константин Маркелов.
Здесь стоит отметить, что бывший вице-губернатор слукавил. Министерство экономического развития регулярно публикует рейтинги регионов, где внедряют навигационные технологии. Астраханская область в этих списках стабильно оказывается на последних строчках уже несколько лет. Например, в 2016 году наш регион оказался на 81 месте в рейтинге, в 2017 – на 66, в 2018 – на 78 строчке. При этом Астраханская область была одним из первых регионов, которая начала заниматься этим внедрением, то есть времени на раскачку у нас было больше.
Еще один момент, который интересует следствие — почему РНИС, которая должна собирать данные, в том числе, ограниченного доступа, не прошла федеральную аттестацию. Это подтвердил представитель Управления ФСТЭК РФ Александр Качан, который выступил следующим свидетелем. По его словам, служба выполняла надзорные функции и регулярно мониторила состояние системы. В федеральных списках РНИС так и не появился. Однако на вопрос нужно ли ему было там появляться в принципе, свидетели подробно не ответили.
«Я не могу сказать, полагается ли защита информации, которая проходит через РНИС. Поэтому сказать, обязательна ли государственная аттестация этой системе тоже не могу», — сообщил начальник транспортного управления Александр Качан. «Я не знаю, содержалась ли там информация ограниченного доступа. Система не была включена в федеральный реестр, а в региональный реестр ее включили в 2015 году», — добавил Станислав Миронов, оператор программы РНИС.
На этом заседание было закончено, теперь суд ждет следующих свидетелей. Бывший глава региона и нынешний глава городской администрации, который в то время возглавлял транспортное ведомство, не являются для дачи показаний уже месяц. Дата следующего заседания пока не назначена.