Сельхозтоваропроизводителей могут начать привлекать к борьбе с опустыниванием земель, потому что государство не справится самостоятельно с этой масштабной задачей. Об этом в сентябре сообщила министр сельского хозяйства России Оксана Лут.
На заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию глава ведомства отметила, что сейчас в России уже 14 регионов подвержены опустыниванию (она ссылалась на данные РАН), 10 млн га земли находятся в высокой степени деградации. А 3,3 млн га — это уже, по сути, пустыня. Наиболее проблемными с этой точки зрения являются четыре региона: Калмыкия, Дагестан, Астраханская и Ростовская области.
Что делать?
«Наступают и наступают пески. Мы сделали межведомственный план по предотвращению опустынивания, сейчас заканчиваем наши карты-схемы. В 2026 году, в первом квартале, должны их закончить. И будем, соответственно, предлагать решения. Но надо понимать что вся история с лесомелиорацией — это очень небюджетно и очень масштабно, учитывая наши с вами просторы», — отметила Оксана Лут.
Глава Минсельхоза РФ считает, что с этой проблемой за счет одного только государственного бюджета «не справиться никогда», поэтому призвала сельхозпроизводителей тоже участвовать в ее решении. Она также напомнила, что бизнес должен быть заинтересован в недопущении распространения пустыни, ведь это коснется и его самого, а проблемы могут начаться в глобальном плане — у всей страны.
«Поэтому здесь мы тоже обращаем внимание Совета Федерации — просим нас поддержать в той истории, что нужно вовлекать сельхозпроизводителей в лесомелиорацию, чтобы сохранить наше главное средство производства — наши земли», — сказала министр профильного ведомства.
Если говорить конкретно про Астраханскую область, то причин опустынивания в нашем регионе, которые выделяют специалисты, несколько. Во-первых, это изменение климата и сокращение количества осадков, во-вторых, бесконтрольный выпас сельскохозяйственных животных в больших количествах, что также приводит к деградации почвы. Кроме того, играет роль снижение уровня Каспия и ошибки в создании систем мелиорации.