Специалисты Думы Астраханской области по поручению спикера Игоря Мартынова регулярно осуществляют мониторинг изменений в законодательстве, которые затрагивают интересы физических и юридических лиц. Одно из важных изменений вступит в силу с 1 сентября 2024 года и затронет собственников жилья в многоквартирных домах и лиц, осуществляющих управление такими домами.
Речь идет о вступлении в силу новаций, введенных Федеральным законом от 08.08.2024 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации» и направленные на усиление контроля за качеством проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Собственникам и лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, необходимо учесть изменения при оформлении протоколов общих собраний по проведению капитального ремонта после этой даты.
Изменения затронут процесс организации и проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов, собственники которых выбрали способ формирования фонда капремонта на специальном счете.
А именно:
1) Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта общего имущества в этом МКД должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено заключить договор строительного подряда, предусмотренный частью 7 статьи 166 настоящего Кодекса, для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 4.1 ч. 5.1 статьи 189 ЖК РФ).
2) На работы по капитальному ремонту должен быть заключен договор строительного подряда (ч. 7 статьи 166, п. 2 ч. 4 статьи 177 ЖК РФ).
3) Договор строительного подряда может быть заключен только с подрядчиком в лице индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, указанных в пункте 1 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (ч. 7 статьи 166 ЖК РФ).
4) Договор строительного подряда должен в обязательном порядке предусматривать проведение строительного контроля за работами по капитальному ремонту (п. 2 ч. 4 статьи 177 ЖК РФ) заказчиком (должностным лицом заказчика, либо привлеченной специализированной организацией).
В соответствии с законом, строительный контроль по решению субъекта РФ может осуществлять уполномоченный орган в лице исполнительного органа субъекта или подведомственного ему госучреждения (ч. 8 статьи 166 ЖК РФ).
При этом собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, вправе принять решение об отказе от проведения строительного контроля со стороны уполномоченного органа, но при этом должны определить лицо (должностное лицо либо специализированную организацию), уполномоченное на проведение от лица заказчика строительного контроля за работами по капитальному ремонту на МКД (ч. 8, ч. 9 статьи 166 ЖК РФ).
Строительный контроль должен проводиться в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (ч. 9 статьи 166 Жилищного кодекса РФ).
Договор на услуги строительного контроля может быть заключен с исполнителем, являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и оплачен за счет средств фонда капитального ремонта (ч.2, ч. 7 статьи 166 ЖК РФ, п.14 ч. 1 статьи 9 Закона Астраханской области от 24.10.2013 № 55/2013-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области» (вступает в силу с 01.09.2024).
Таким образом, для проведения капитального ремонта в МКД, формирующем фонд капремонта на специальном счете, стало обязательным:
— членство выбранного подрядчика в саморегулируемой организации;
— осуществление строительного контроля за работами по капитальному ремонту.
По словам председателя комитета Думы Астраханской области по инфраструктурному развитию и строительству Александра Клыканова, привлечение специализированных организаций для контроля качества производства работ является своего рода гарантией их качества, поскольку многие собственники жилья не имеют строительного образования, чтобы профессионально следить за работой подрядчика.