Для нас важна социальная ответственность

Это один из главных приоритетов ВТБ

Прошлый год стал периодом беспрецедентной турбулентности на российском финансовом рынке. Банкам пришлось работать в совершенно новых, нестандартных условиях. Но эти вызовы научили кредитные организации справляться с трудностями, требующими экстренного решения. Управляющий ВТБ в Астраханской области Федор Лобанов рассказал ARBUZTODAY о том, как банк смог наладить стабильную работу в нестабильной ситуации, насколько важна социальная ответственность кредитной организации и как цифровизация влияет на качество финансовых услуг.

События прошлого года заставили многих астраханцев задуматься, какому банку стоит отдавать предпочтение в решении своих повседневных финансовых вопросов. На чем базировалась работа ВТБ с жителями области в этот непростой период?

При выборе банка жители области далеко не всегда ориентируются только на выгодные предложения. Для многих важен эмоциональный фактор – люди ценят комфорт, качество и оперативность обслуживания. Вспомним, что было год назад: на фоне беспрецедентных санкций нам было важно обеспечить бесперебойную работу приложений, возможность проведения привычных платежей, как можно быстрее запустить работу по госпрограммам, а также максимально оперативно помочь тем клиентам, кто стал испытывать затруднения с исполнением кредитных обязательств. Мы приложили все усилия для сохранения доверия клиентов и довольно быстро вернулись в обычное рабочее русло. Одновременно с этим ВТБ разработал собственные инструменты социальной поддержки для различных категорий населения, объединив их в рамках единой стратегии «Семейного капитала». Все это позволило нам увеличить базу активных розных клиентов в Астраханской области до 73,2 тысяч человек. Мы и сейчас считаем этот вектор развития одним из приоритетных направлений своей работы.

Сейчас банковская карта – это основной канал для получения пенсий, социальных выплат и зарплат. Как много астраханцев отдали предпочтение ВТБ?

В качестве зарплатного банк выбрали почти 30 тысяч жителей области. Отрицательной динамики, несмотря на многолетний отток из области экономически активного населения, мы не фиксируем. Напротив, по итогам 2022 года число местных предприятий и индивидуальных предпринимателей, реализующих с ВТБ зарплатные программы, заметно увеличилось. Появилось почти 800 новых партнеров – в общей сложности свыше 3,5 тысячи их сотрудников стали получать зарплаты на карты банка.

Однако в ВТБ не только зарплатные карты дают владельцам существенный набор привилегий, позволяют реально экономить и получать дополнительных доход. Банк с особой заботой относиться к уязвимым категориям населения, в том числе клиентам старшего поколения. За прошлый год число пенсионеров, получающих выплаты на наши карты в области, выросло более чем на 50%.

Среди наших преференций для них – не только повышенные проценты на остаток и дополнительный кешбэк на покупки в аптеках, но и бесплатная страховка счетов и карт от мошенничества на сумму до 100 тыс. рублей и снятие наличных в сторонних банкоматах без комиссий.

В сложных экономических условиях потребители чаще всего выбирают выжидательную позицию, стараясь не занимать. Были ли востребованы потребительские кредиты в прошлом году?

События в экономике и финансовом секторе страны напрямую сказались на интересе населения к заемным средствам. Когда для поддержания ценовой стабильности Банк России временно резко повысил ключевую ставку, условия по рыночным кредитам стали по факту заградительными. Спрос на них в Астраханской области начал восстанавливаться с мая и достиг пика к декабрю. Потому общий объем кредитного портфеля нам удалось сохранить на уровне 2021 года.

Как и в целом по стране, драйвером розничного кредитования стала ипотека. На этот продукт пришелся максимальный объем выдач: для покупки жилья астраханцы в прошлом году получили в ВТБ более 3 млрд рублей. В итоге общий портфель обязательств клиентов по жилищным кредитам приблизился к 9,5 млрд рублей, увеличившись на 17%.

На госпрограммы приходилась примерно каждая четвертая ипотечная сделка. Рынок новостроек у нас ограничен в основном областным центром. Потому летом, когда ставки по базовым продуктам заметно снизились, наступила необходимая перезагрузка для рынка вторичного жилья. А ВТБ в свою очередь смог предложить дополнительные дисконты для тех, кто оформляет ипотеку через цифровые каналы.

Прошлый год отметился перетоком средств частных клиентов на банковские депозиты. Как астраханцы хранили свои сбережения?

Сберегательный портфель жителей Астраханской области в ВТБ по итогам года вырос на 38%, достигнув 11 млрд рублей. При размещении крупных сумм клиенты делали выбор чаще всего в пользу классических рублевых депозитов. Их доля в портфеле по итогам года составила порядка 40%.

По нашим оценкам в этом году рублевые вклады останутся главным сберегательным продуктом. На рынке сохранится тренд на дедолларизацию портфеля пассивов, а доля альтернативных валют будет расти. На фоне этого еще одним инструментом, выступающим качественной альтернативой классическому депозиту и позволяющим диверсифицировать сбережения сегодня выступает вклад китайской валюте.

Какие еще дистанционные банковские сервисы и услуги сейчас популярны у астраханцев?

Сегодня локация клиента перестает играть роль: практически все наши услуги «вмещаются» в смартфон. С помощью него астраханцы могут провести все операции, которые помогают им в решении повседневных финансовых вопросов. Речь в первую очередь о переводах средств, оплате различных товаров и услуг, открытии карт и вкладов, оформлении кредитов. Кроме того, через ВТБ Онлайн можно оформить налоговые вычеты и социальные выплаты, распорядиться материнским капиталом, зарегистрироваться как самозанятый и многое другие.

К слову, понимая, какую роль в жизни современного человека играют качественные банковские сервисы, мы непрерывно работаем над расширением регионального каталога партнеров, услуги которых астраханцы могут в пару кликов оплачивать в ВТБ Онлайн. В нем уже более 200 организаций. В первую очередь банк фокусируется на образовательных учреждениях и крупных предприятиях ЖКХ. У большинства клиентов это ежемесячные траты, и такие платежи должны отнимать минимум времени.

Также мы развиваем выездное обслуживание. Наши сотрудники готовы, в частности, привезти карту, на дому открыть вклад или перевести в банк получение пенсии. А кому важно личное общение, без проблем могут прийти в офис за любой услугой. Все каналы коммуникации интегрированы в единую систему.

Кстати, для тех, кто привык совершать платежи через устройства самообслуживания, эта процедура сейчас стала более удобной. Это связано с недавним объединением банкоматной сети ВТБ, «Открытия» и РНКБ.

Сколько устройств в Астраханской области она насчитывает?

Свыше ста банкоматов. Теперь это один из самых больших парков устройств самообслуживания в регионе. Наш анализ показал, что у этих банков в области есть, скажем так, непересекающиеся территории. Таким образом, клиенты ВТБ получили возможность совершать привычные операции по снятию и внесению наличных в банкоматах «Открытия» и РНКБ так же легко, как они привыкли делать это в устройствах ВТБ.

И это только одна из первых позитивных перемен для клиентов в связи с вхождением банка «Открытие» в Группу ВТБ. В дальнейшем они обязательно почувствуют и другие преимущества этой важной сделки. А вот необходимые технические трансформации будут осуществляться максимально незаметно, чтобы клиенты не ощутили никакого дискомфорта.

ВТБ сделал доступными в онлайн-формате большинство сервисов для бизнеса. Способствует ли это развитию долгосрочных и эффективных взаимоотношений с астраханскими предприятиями?

В экономике Астраханской области высока доля логистических и торговых компаний, при этом значительный вклад в нее вносит средний и малый бизнес. И здесь, конечно, крайне важна оперативность в получении традиционных банковских продуктов и других сервисов для бизнеса.

Наша активная клиентская база в этом сегменте превысила 5 тысяч организаций. Абсолютное большинство из них пользуется пакетными предложениями в рамках расчетно-кассового обслуживания. ВТБ дает возможность корпоративным клиентам на выгодных условиях «сконструировать» набор и объем наиболее востребованных опций. А для начинающих бизнесменов в прошлом году был запущен ряд бесплатных сервисов.

Что можно сказать об особенностях кредитования корпоративного сектора по итогам 2022 года?

Мы видим, что растерянность осталась в прошлом, несмотря на то, что в области довольно много экспортноориентированных компаний. Своевременное банковское финансирование вкупе с комплексной поддержкой в разрешении форс-мажоров в прошлом году помогло астраханскому бизнесу сохранить операционную устойчивость. Кредитный портфель в сегменте среднего и малого бизнеса превысил 4,7 млрд рублей. Он увеличился на 52%. Основной спрос пришелся на оборотные кредиты. Это наглядный результат того, насколько оперативно ВТБ смог подставить финансовое плечо в трудный период.

Сейчас наши клиенты продолжают перенастраивать логистику, искать новых партнеров и заказчиков, пробовать силы в освободившихся нишах, чтобы увеличить доходы. Это чувствуется по заявкам, которые поступают в банк.

Экономическая ситуация остается непростой. В этих условиях на что в этом году ориентируется в своей работе ВТБ в Астрахани?

Региональный рынок не остается в стороне от происходящих изменений в целом. Направление, значимое для астраханской экономики, в котором мы видим зону роста, — импортозамещение в сфере АПК. Еще одним приоритетом ВТБ в 2023 году выступает поддержка экспортной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, на чем мы фокусировались и ранее. Здесь у банка не только солидная экспертиза в эффективном использовании существующих инструментов, но и отлаженные механизмы работы с экспортоориентированными предприятиями. И для того, чтобы поддержка банка была эффективной для экономики региона, мы находимся в постоянном контакте с властями области.

В плане работы с розничными клиентами банк нацелен на развитие так называемых семейных продуктов. Мы хотим показать, насколько выгодно и удобно использовать семейные счета и кредиты, детские карты. С ВТБ пользователь может эффективно управлять лимитами и расходами, оптимизировать семейный бюджет. Мы стремимся к тому, чтобы клиент чувствовал себя с нами уверенно и безопасно, получал эффективные услуги вместе со всей семьей и тратил на это минимум времени.

Также банк и дальше будет развивать социальные инициативы, в том числе оказывая адресную помощь уязвимым категориям населения в рамках стратегической инициативы «Семейный капитал». То есть своим главным принципам – клиентоцентричности и социальной ответственности – мы не собираемся изменять.

2 мая 2023, 12:09

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ




Лента новостей