Воздушное побоище. Как в Астрахани не стало собственной авиакомпании

«Астраханские авиалинии» победили конкурента и погибли

ОсновноеТранспорт

Май 2004 года. Фото: Анатолий Бурцев / russianplanes.net

Сейчас, в 2021 году, когда из Астрахани доступны перелеты только самолетами больших компаний, сложно представить: еще недавно у города была собственная независимая авиакомпания, контролировавшая небо. С переделом рынка в середине нулевых завершилась 70-летняя история советского астраханского авиаотряда. Причины: криминальные разборки и желание открыть дорогу авиамонополистам.

Из Енотаевки в Эмираты

Компания «Астраханские авиалинии» («Астрал», официальный код авиакомпании — ASTRAL), главный воздушный перевозчик 90-х и ранних 2000-х, началась с государственного Астраханского объединенного авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Отряд в 1979 году получил в распоряжение на новенький аэровокзал с полосой, способной принимать самые современные на тот момент пассажирские авиалайнеры малой/средней дальности.

К концу 1988 года в астраханском авиаотряде работали четырнадцать пассажирских самолетов, способных выполнять междугородние рейсы — пять Ту-134А-3 и девять винтовых Ан-24. В 1990 году отряд получил пополнение в последний раз за свою историю — два новеньких Як-42.

Все это богатство досталось в 1992 году двум созданным после роспуска СССР государственным компаниям — «Аэропорт Астрахань» и «Астраханские авиалинии». Единое хозяйство готовили к приватизации, поделив, соответственно, между теми, кто обслуживает самолеты и теми, кто самолетами управляет. Областные власти хотели сделать так, чтобы рыночные отношения аэропорта и авиалиний генерировали какой-никакой денежный поток.

В «Астрал» кроме лайнеров ушли примерно 30 мелких судов вроде вертолетов Ка-26 или самолетов-этажерок Ан-2 (до середины 90-х летали в села Енотаевка, Зеленга, поселок Каспийский и так далее).

Бизнесмены, получившие приватизированное имущество и специалистов авиаотряда в свое владение, захотели вернуть монополию.

Астраханские авиалинии

аэропортастрахань.рф

В 1994 году местный предприниматель Андрей Мельников с партнерами получил от властей полный контроль над ОАО «Астраханские авиалинии» и долю в ОАО «Аэропорт Астрахань». В аэропорту, правда, основной пакет (51%) оставило себе государство в лице Российского фонда федерального имущества.

Зарабатывать собирались на международных перевозках. Местные чиновники били челом в Москве, и федеральное правительство на День Святого Валентина 1994 года присвоило аэропорту «Астрахань» статус международного (до него таких было два на всю Россию). Акционеры аэропорта вложили 800 млн рублей в срочную реконструкцию, и с 1996-го «воздушные ворота южной столицы» начали сами проводить таможенный досмотр.

Летите, «Боинги», летите: каким был астраханский аэропорт в 1994 году

Чартеры отправлялись в Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Италию и далее. С пересадкой в Астрахани теперь летали почти все россияне Урала, Сибири и Дальнего Востока — однако это продолжалось недолго.

В конце 90-х у аэропорта и «авиалиний» началась полоса безденежья. Выбраться из убытков смогли только к 2000 году.

Улетевшие в «Астрал»

самолеты Астраханских авиалиний

скриншот сайта russianplanes.net

Руководство «Астраханских авиалиний» быстро смекнуло: самые выгодные полеты — полеты в столицу. Некоторые рейсы назывались «стыковочными» — когда «Астрал» довозил пассажиров до Москвы, пересаживая их там на рейс другой компании. Например, до Санкт-Петербурга. Это, в частности, была замена нерентабельных прямых рейсов, которые до 1993 года совершала авиакомпания «Пулково» (позже ее поглотил «Аэрофлот»).

Зато «Астраханские авиалинии» возили, судя по публикациям газет того времени, в Ростов-на-Дону, Саратов, Минеральные воды и даже в Турцию, Египет, Германию. Владельцем небольшой доли компании выступал «Астраханьгазпром».

Председателя совета директоров и гендиректора «Астрала» Андрея Мельникова знала вся Астрахань. В 1997 году он открыл производство собственной водки. Которую активно продавали в принадлежащем бизнесмену «Центральном универсаме» на улице Халтурина (сейчас Ахматовской) у кремля. Трехэтажное здание бывшего советского универмага было в 90-е самым современным в городе торговым центром — за пластиковыми дверьми и пластиковыми окнами продавали продукты, одежду, обувь, часы, сувениры.

В Астрахани готовится к открытию очередной ТЦ

Впрочем, бизнесмен был в плохих отношениях с правоохранительными органами: то в центральном универсаме найдутся бутылки мельниковской водки без акцизных марок, то его несколько раз подряд псевдозаминируют.

«Хозяева магазина говорили, что звонки про бомбы делались для милиции — чтобы та имела возможность осматривать все помещения без санкции на обыск», — писала газета «Известия».

Производство водки пришлось прекратить. А «Астраханские авиалинии» в 2002 году были перерегистрирована в ОАО «Авиакомпания „Астраханские авиалинии“» с уставным капиталом 15 млн рублей. Кто бы знал, что перевозчику оставались последние два года спокойных полетов.

Окрыленные «Газпромом»

самолеты авиакомпании Флайт

скриншот сайта russianplanes.net

В регионе были люди, считавшие, что «Астраханским авиалиниям» нужен конкурент — чтобы сбивать цену на билеты. Конкурента решили делать силами «Астраханьгазпрома».

Филиал главной газовой монополии, внезапно выяснилось, нуждался не только в вертолетах для обследования трубопроводов, но и в пассажирских авиалайнерах. В 2001 году на баланс астраханских газовиков поступили два Ту-134А.

«Астраханьгазпром» заключил договоры аренды на оба самолета с зарегистрированной еще летом 1993 года «Астраханской авиатранспортной компанией „Флайт“». Соучредителями «Флайта» были бывший командир объединенного авиаотряда Виктор Пилюгин (по совместительству гендиректор ОАО «Аэропорт Астрахань») и предприниматель Сергей Нахшунов, занявший в 2002 году специально созданную для него должность заммэра Астрахани по развитию предпринимательской деятельности.

здание аэропорта Астрахани

Здание аэропорта в 90-е — 2000-е, аэропортастрахань.рф

Самолеты «Флайт» летали в московское Внуково, в Волгоград и даже иранский город Решт, использовались для чартерных рейсов в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты.

Договор с «Астраханьгазпромом» предполагал десять лет пользования самолетами с правом выкупа и арендной платой 1,5 млн рублей в месяц.

Но летом 2002 года в «Астраханьгазпроме» сменилось руководство (уволен друг губернатора Анатолия Гужвина Виктор Щугорев, назначен Виталий Захаров из Башкирии), равнодушное к авиации. Договоры с «Флайтом» решили расторгнуть, чтобы заключить новые: аренда самолетов всего на год по цене в три раза выше и без права выкупа.

Гендиректор «Флайта» Владимир Режец успешно обжаловал через суд требование газовиков. Тогда газпромовские юристы пошли жаловаться в прокуратуру. Прокуратура возбудила дело по факту мошенничества и подделки документов.

Подбитые на взлете

В ноябре 2002 года неизвестные убили гендиректора аэропорта, соучредителя «Флайта» Виктора Пилюгина. Киллеры расстреляли бизнесмена прямо в его служебном Ford Mondeo, вместе с водителем и снохой (женой сына) Ириной Пилюгиной.

аэропорт Астрахань Нариманово

Телетрапа в 2003 году в Астрахани еще не было

Исполняющим обязанности руководителя аэропорта был назначен главный инженер Андрей Коротенков. Он стал рассказывать СМИ, что случившееся десять лет назад разделение авиахозяйства на аэропорт и авиакомпанию было ошибкой.

Тогда же некий источник в аэропорту признался газете «Коммерсантъ», что госпакет акций предприятия готовится к передаче частным лицам.

В том же ноябре 2002 года «Флайт» перерегистрировался в ЗАО «Авиакомпания „Флайт“», крупный пакет акций оказался оформлен на компанию «Астраханские авиалинии».

В марте 2003 года прокуратура изъяла оба пассажирских самолета «Флайта» в качестве вещдоков, их отогнали на стоянку прямого конкурента, компании «Астраханские авиалинии».

«Флайт» прекратил полеты — навсегда. Юристы компании в отместку публично обвинили прокуратуру в том, что та действует в интересах «Астраханьгазпрома».

В мае 2003-го убили вице-мэра Астрахани Сергея Нахшунова. Соучредителя «Флайта» закололи ножом в подъезде собственного дома. Через полтора месяца, в разгар расследования дела о мошенничестве, умер гендиректор авиакомпании Владимир Режец — скоропостижно, от инфаркта.

Разгром «Флайта» завершился еще через три года, ликвидацией юрлица по решению суда.

астраханский аэропорт пассажиры

Як-42 в астраханском аэропорту, 2005 год

Впрочем, исчезновение конкурента принесло «Астраханским авиалиниям» лишь мимолетную выгоду. Хотя поначалу все шло прекрасно: в 2003-м компания стала монополистом местного рынка.

Разборки на виражах

Однако к осени 2003 года стало понятно, что главный воздушный перевозчик, «Астраханские авиалинии» тоже находятся под угрозой исчезновения.

В августе прокуратура развернула активные боевые действия против Андрея Мельникова и его команды.

самолеты авиакомпании Флайт на стоянке в аэропорту Астрахань

Те самые два борта на стоянке, 2006 год

Нагрянув с проверкой в аэропорт, прокурорские залезли в стоявшие на приколе лайнеры «Флайта» — и довольно потерли руки. Самолеты стояли распотрошенными: с них сняли ценные запчасти — двигатели, радиокомпасы, насосы, гидрошланги, секции закрылков, даже пассажирские кресла. Сняли и положили на склады «Астраханских авиалиний», чтобы было чем ремонтировать вырабатывающие свой ресурс пять Ту-134 «Астрала», объяснили в астраханской прокуратуре.

Прокуратура завела дело по факту приведения в негодность воздушных судов, оценив ущерб имуществу «Астраханьгазпрома» в 140 млн рублей. 13 ноября были задержаны гендиректор «Астраханских авиалиний» Андрей Мельников и врио гендиректора «Аэропорта Астрахань» Сергей Шаповалов. И отпущены под подписку о невыезде.

Прокурор Сергей Еремин объявил, что запчасти от авиатехники «Флайта» обнаружены даже в подвале «Центрального универсама», где из-за неправильного хранения пришли в негодность (судя по всему, речь шла о самолетных двигателях).

Областные власти от дела демонстративно дистанцировались.

«Если прокуратура считает, что Шаповалов и Мельников виновны, пусть доказывает это, — заявил „Коммерсанту“ вице-губернатор Сергей Терсков, — что там происходит, нас не касается, нас волнуют стабильные авиаперевозки и безопасность полетов».

Сборно-разборными Ту-134 следствие не ограничилось. Самым главным в адрес Андрея Мельникова стало обвинение в самоуправстве. Из материалов дела следовало, что 25 июля 2003 года, в день очередного заседания совета директоров ОАО «Аэропорт «Астрахань», в кабинет гендиректора Андрея Коротенкова ворвался господин Мельников с двумя вооруженными охранниками. Бизнесмен предложил заседающим членам совета «в течение пяти минут проветрить помещение». По мнению прокуратуры, таким образом продавливались выгодные бизнесмену решения совета.

Сам бизнесмен в ответ на заявление прокуратуры говорил, что никто из совета директоров аэропорта никаких претензий ему по поводу инцидента 25 июля не предъявлял. А снятые с Ту-134 «Флайта» детали объяснял тем, что «Астралу» никто не заплатил за ремонт и обслуживание самолетов-вещдоков:

«После того как я задал вопрос о том, кто возместит убытки, меня стали держать на вытянутой руке и прямо говорить в кабинетах облпрокуратуры, что если не договорюсь по-хорошему, то начнутся большие проблемы».

31 декабря совет директоров «Аэропорта Астрахань» принял решение в интересах Андрея Мельникова, контролировавшего около 42 % акций предприятия. Поправки в Устав расшили права миноритарных акционеров — теперь они получали право распоряжаться имуществом аэропорта. Председателем совета директоров был избран Андрей Мельников, а представитель государства, владеющего контрольным пакетом, первый замначальника областного департамента промышленности Владимир Худяков добровольно ушел с этого поста.

Конец этим вашим авиалиниям

В феврале 2004 года Астраханская транспортная прокуратура задержала Андрея Мельникова и предъявила обвинения в мошенничестве, за «манипуляции с уставом ОАО „Аэропорт Астрахань“», в присвоении 140 млн рублей в виде оборудования самолетов «Флайта», в незаконной передаче на баланс «Астраханских авиалиний» имущества аэропорта — взлетно-посадочной полосы. Которую только-только отремонтировали за счет бюджетных 370 млн рублей.

4 марта генеральный директор «Астраханских авиалиний» был арестован в зале Советского райсуда и отправлен в СИЗО.

Сергей Еремин прокурор Астраханской области

Сергей Еремин в зале заседаний Государственной думы Астраханской области

Выступавший в тот же день на заседании Госдумы Астраханской области прокурор Сергей Еремин объявил, что на Андрея Мельникова заведены аж пять уголовных дел — правда, по двум из них обвинение еще не предъявлено.

Это были дела об убийстве Виктора Пилюгина и Сергея Нахшунова. Андрея Мельникова несколько раз допрашивали в попытке установить связь бизнесмена с этими преступлениями. Однако в итоге заказчиков так и не найдут, только исполнителей — ими окажется группа киллеров Асламбека Даташева.

6 марта утром загорелся «Центральный универсам» на улице Халтурина (сейчас Ахматовской) у кремля — второй крупный актив Андрея Мельникова.

поджог в астраханском центральном универсаме

На форуме Astrakhan.ru 6 марта 2004 года

В конце марта арестовали замначальника департамента промышленности Владимира Худякова, обвинив в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Чиновник, уверяло следствие, понимал что делал, когда при нем устав «Аэропорта Астрахань» переписывали в пользу Андрея Мельникова.

Приговор председателю совета директоров «Астраханских авиалиний» вступил в силу в 2007 году.

Генпрокуратура отрапортовала: «следствием установлено, что Андрей Мельников путём обмана и злоупотребления доверием, используя сложную схему махинаций, часто применяемых рейдерами, приобрёл право на имущество аэропорта стоимостью свыше 53 млн рублей. В результате государство, владеющее 51 % акций ОАО „Аэропорт Астрахань“, фактически было отстранено от управления обществом».

Бизнесмена осудили на семь лет колонии и обязали заплатить 500 тысяч рублей штрафа.

Полный улет в голубую даль

С мая 2005 года ОАО «Авиакомпания „Астраханские авиалинии“» полностью отказалось от выполнения полетов. С августа было официально приостановлено действия сертификата эксплуатации воздушных судов, в 2006 году — сертификат был аннулирован.

Ту-134 компании «Карат», полученный от «Астраханских авиалиний»

Ту-134 компании «Карат», полученный от «Астраханских авиалиний», 2005 год

«Астрал» передал (близкие к аэропорту источники говорили: продал по бросовой цене) три Ту-134 московской авиакомпании «Карат». Еще один Ту-134 с 2001 года «авиалинии» сдавали в лизинг московской компании «Когалымавиа» — а потом передали в собственность. Два Як-42 достались казанской «Тулпар Эйр».

Наконец, Ту-134 с бортовым номером RA-65080 погиб в августе 2004 года вместе со всеми пассажирами в небе над Тульской областью — его взорвала террористка-смертница. Самолет на тот момент уже находился в собственности волгоградской «ВолгаАвиаЭкспресс».

В 2005 году астраханский авиатрафик упал на 40%, до 55 тысяч пассажиров (для сравнения, в 2019 году трафик достиг почти 600 тысяч человек).

«Карат» составлял в астраханском аэропорту конкуренцию «Аэрофлоту» — до декабря 2005 года, возил пассажиров в Домодедово. Затем счел вылеты из Астрахани нерентабельными, и «Аэрофлот» примерно на полгода остался один, с двумя ежедневными рейсами до Шереметьево.

гендиректор ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» Валерий Окулов

Гендиректор ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» Валерий Окулов (справа) в Астрахани, 2005 год

В октябре 2005 года «Аэрофлот — Российские авиалинии» с помпой открыл новенький главный офис на проспекте Анатолия Гужвина, показав: наступало время укрупненных российских авиакомпаний.

«Аэрофлот» летал из Астрахани с лета 2001 года — одним рейсом. За четыре года на главного российского перевозчика пришлось, по его собственным данным, только около трети астраханских аэропассажиров. Подавляющее большинство остальных перевезли «Астраханские авиалинии».

2005 год стал официальным годом конца 70-летней истории отдельного астраханского авиапредприятия.

Политика укрупнения авиабизнеса и сосредоточения его в руках нескольких крупных компаний проводилась в жизнь по всей стране.

газета Волга Астрахань

газета «Волга», №104, 21.07.2004

Аэропорты тоже постигла участь укрупнения. В 2008-м бывший пакет Андрея Мельникова в «Аэропорт Астрахань» достался начавшей разрастаться компании «Новопорт» холдинга AEON Corporation миллиардера Романа Троценко. В 2011 году крупнейший оператор региональных аэропортов «Новапорт» получил контрольный пакет «Аэропорта Астрахань» — тот самый государственный пакет, который прокуратура так отстаивала лет семь назад.

24 января 2021, 20:16

Лента новостей