В Астраханском университете ушли от споров отцов и детей

И придумали кое-что получше

На недавно прошедшем празднике Астраханских СМИ Благодарственное письмо губернатора области получила заведующая кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, кандидат филологических наук, доцент Галина Белолипская. Двадцать лет назад она стояла у истоков создания в АГУ направления «Журналистика». Наш «Арбуз», узнав, что за это время практически подготовлено два поколения журналистов, уточнил, чем нынешняя пишущая и снимающая братия отличается от мэтров журналистики, на что приходится ориентироваться преподавателям, и вообще что изменилось за эти годы в обучении?

— Двадцать лет – это уже история. Когда возникла идея подготовки журналистов в университете, как она была принята?

— Как все новое – с сомнением. Не у тех, кто стоял у истоков направления, а со стороны. Говорили со скепсисом, что вряд ли что-то получится. Что не Астрахани готовить журналистов. Почему? Потому что нет опыта. Но чтобы этот опыт появился, кому-то надо было начать. А сегодня можно сказать, что за двадцать лет сформирована плеяда специалистов, которая работает во всех сферах области. По своей профессии, конечно. Телевидение «Лотос» (теперь это филиал ВГТРК «Россия-1») первым предложило свою площадку для стажировки студентов, когда мы только вставали на ноги, и о творческом потенциале можно было судить весьма приблизительно. Но в наших ребят поверили и бережно вели их по сложным путям профессии, а сегодня наши выпускники – Артем Петров, Заира Васильева, Марианна Давтян хорошо известны астраханскому зрителю. Иван Порядков работает на Первом канале в Москве, Саша Мельникова – редактор на НТВ, Андрей Поперечнюк руководит службой информационных программ ГТРК «Севастополь», Алия Жамитова является собственным корреспондентом Казахстанского республиканского телеканала Atameten Business Channel. И не телезвезды — тоже журналисты с именем: Ольга Постнова, одна из первых выпускниц, – старший помощник руководителя по информационному взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Следственного комитета РФ по Республике Крым и городу Севастополю, Юлия Бабакова – главный редактор районной газеты «Лиманский вестник», Ксения Грызова – главный специалист Краснодарского филиала Минэнерго России, Наталья Котельникова — пресс-секретарь УФСН России по Астраханской области, Мария Хлебникова – специалист по связям с общественностью ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», Юрий Гаранов – руководитель популярной студии видеопроизводства «Ракета»…

Все наши выпускники устроены и, самое главное, востребованы.

— Какие шишки вы набивали поначалу? Как с ними справлялись?

Начинали учить без каких-либо учебников и методик. Приглашали практиков в аудитории для проведения мастер-классов. Потом поездом мешками привозила учебники, которыми делились преподаватели факультета журналистики МГУ, куда я постоянно обращалась за консультацией. Но дело в том, что сама система подготовки специалистов по направлению «Журналистика» двадцать лет назад переживала непростые времена. Именно тогда начал возникать разрыв между университетской подготовкой и жизнью. Тогда было очень много споров и дискуссий, но и сегодня иногда возникает вопрос: «Нужно ли учить журналистике специально? Журналистика — это профессия или призвание?» Однако жизнь все расставила по своим местам: журналистике надо учить так же, как любой другой профессии.

Первоначально наша кафедра называлась кафедрой теории и истории журналистики. Сегодня у нее не просто сменилось название – теперь это кафедра журналистики и медиакоммуникаций, но изменилось содержание работы. Упор на новые технологии, создание иного продукта. Появился профессионально ориентированный подход. Уже после первого курса студенты идут на практику. Учатся на всех площадках города и области. Конечно, не сразу все получается. Но на выходе практически все оказываются хорошими специалистами.

За двадцать лет мы создали новую систему подготовки студентов, учитывая опыт других российских вузов по нашей специальности: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Воронежа, Краснодара, Ставрополя, Томска, Калининграда, Челябинска и Перми. Мы решаем одни и те же проблемы, поэтому помогаем друг другу. И я абсолютно согласна с оценкой одного из мэтров профессии, сказавшего, что современная журналистика сильна именно провинцией. Наши выпускники умеют работать.

— История журналистики оказалась где-то на задворках?

— Ни в коем случае! Она по-прежнему с нами. У нас и встречи с астраханскими ветеранами проходят, и сами студенты готовят материал по «той» журналистике. И «Бессмертный полк», в котором мы участвуем в память о погибших на Великой Отечественной войне журналистах, — не просто проект, а личная заинтересованность каждого. Стараемся соотносить события прошлого, в том числе и творческие задачи, с сегодняшним днем и современными подходами.

— На что сегодня сделан упор в работе со студентами?

— Студенты каждого набора отличаются от каждого предыдущего. Они не лучше, не хуже, просто другие — по восприятию информации, по умению с ней работать и создавать на ее основе что-то новое. Например, нынешние молодые люди не читают линейные тексты, воспринимают все в кратком изложении, видеоконтент стал главным. Но если мы будем это отрицать или навязывать свое – ничего не получится. Это как спор отцов и детей о том, что раньше мыло лучше мылилось, и сахар был слаще. В жизни все меняется. Мы стали отвечать именно на эти запросы. А потом я нашла подтверждение своим наблюдениям, когда услышала, как Николай Цискаридзе сказал, что надо принять, что современные дети не читают того, что читали мы, и самим читать книги по их выбору.

Вот из этого мы стали исходить. И первый же опыт создания студентами буктрейлера на тему «Влюбиться в русскую литературу» показал, что мы попали в точку. Задание было — любым способом снять сюжет и внятно рассказать о предложенной теме. Что мы только не пересмотрели! В съемки были вовлечены друзья, родители, животные, сюжеты были самые бесхитростные и фантазийные, но это было интересно, обсуждаемо, захватывающе. Таких уроков прежде, видимо, не было в российской провинции, потому что мы заслужили внимание двух федеральных каналов, которые рассказали о нас. Ребят это вдохновило, а нас убедило, что мы на правильном пути. А теперь в программе обучения есть, например, такие дисциплины, как: «Кинематограф как новый вид журналистики», «Сторителлинг в журналистике», «Продвижение медиапродукта», «Медиакритика». Это интересно студентам, они активно пишут проекты, придумывают и воплощают самые необычные сюжеты.
Очень важно заразить их какой-то идеей и тогда уже можно научить выполнять сугубо журналистские задачи: думать, писать, снимать, творить. Нужна живая энергия, потому что без запала ничего не получится.

— А не далеко все это от реальной жизни?

— Именно поэтому уже много лет мы проводим для студентов Школу парламентской журналистики, Школу театральной журналистики, обсуждаем вопросы национального сотрудничества в Гильдии межэтнической журналистики, сейчас реализуем учебный проект «Научная журналистика и коммуникации». Пониманию всех этих вопросов надо специально учить, современный журналист должен во многом разбираться. Когда мы стали этим заниматься – результаты не замедлили сказаться. Сегодня, например, участвуя во Всероссийской олимпиаде «Я профессионал», состязанию очень серьезному, состоящему из трех этапов, наш университет обошел несколько вузов страны, уступив место только Московскому и Санкт-Петербургскому. Качество подготовки олимпиадных работ наших студентов убедило организатора проведения олимпиады — Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики — настолько, что в этом году наш университет пригласили выступить вузом-соорганизатором проведения олимпиады по направлению «Журналистика».

Плодотворной работе способствует и то, что на кафедре работают преподаватели, которые защитили кандидатские диссертации по научной специальности «Журналистика». Когда много вкладываешь — можно ждать отдачи.

— Такая уверенность присутствовала все эти годы?

— Нет, конечно. Опыт, действительно, – сын ошибок трудных, лучше классика не скажешь. Но со временем лично я поняла, как важно разглядеть в каждом что-то необычное и помочь развиться этому потенциалу. В журналистику, как правило, приходят не случайные люди, а те, кто осознает в себе задатки творчества, нестандартно мыслит. Не все становятся звездами. Но ремесленники в профессии тоже нужны. А бывают совершенно потрясающие личности, которые вдруг становятся и для нас поразительным открытием. У них неординарные подходы к профессии, они умеют увидеть главное и не боятся пробовать. Со временем они прославят не только регион – Россию.

— Откуда вы черпаете идеи для учебного процесса? Кто подсказывает, что сегодня интересно вашим студентам?

— Сама жизнь подсказывает. Многое берем из практики других университетов, я уже говорила о сотрудничестве с аналогичными факультетами других регионов. Обсуждаем эти проблемы с коллегами на медиафорумах, где мне приходится выступать и модератором, и спикером, и экспертом. В общем, мы не только обучаем, но и сами обучаемся в российском и международном пространстве.

18 февраля 2024, 19:58

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ



Лента новостей