В Астраханской картинной галерее работают лучшие экскурсоводы России

Убедиться может любой посетитель

Никогда не угадаешь, что может сработать в отношении культуры. Музеи, выставки, концерты, картинные галереи вдруг стали популярными у молодежи. Но если быть точным, то не «вдруг». «Пушкинская карта» помогла молодежной аудитории приобщиться к высокому искусству, в котором они открыли много интересного для себя.  В немалой степени состояться этим открытиям, например, в  Астраханской картинной галерее помогают удивительные профессиональные экскурсоводы. Здесь работают пять научных сотрудников-мужчин. Двое из них были признаны лучшими экскурсоводами России.  Познакомимся?

Валерий Харламов. Не хоккеист, а музейщик

Обладатель звучной «хоккейной» фамилии Валерий Харламов, наверное, должен был связать свою жизнь со спортом, но тренировкам и матчам он предпочел изучение истории искусства и выступления перед аудиторией с экскурсиями и лекциями.

С детства увлекался творчеством британских и американских рок-групп и, соответственно, английским языком – единственная пятерка в аттестате за 9-й класс была именно по этому предмету. Но поступать на иняз после школы все же не рискнул. Решил изучать культурологию. А на втором курсе пришел на практику в картинную галерею. Смотрителем. Ходил за экскурсиями, рассматривал экспозиции. Изо дня в день. И не надоедало. Напротив, влюблялся в музейную работу всё больше и больше.

— Здесь особая атмосфера, удивительные люди,- говорит Валерий. – Они умеют делиться, умеют преподносить свои знания так, что для тебя открываются двери в прекрасный мир искусства.  Один из лучших экскурсоводов на моей памяти — Александр Юрьевич Давитьян,  племянник знаменитой художницы Розы Давитьян. У него, как и у многих опытных сотрудников, я многому научился.

Правда, долгое время Валерий совмещал работу в картинной галерее с преподавательской деятельностью на кафедре английского языка АГУ. С 2018 года стал работать в Догадинке уже в качестве штатного сотрудника.  Прошел три отдела: русского искусства, научно-просветительский и отдел современного искусства. Сейчас он им заведует.

Посмотрите направо, а теперь налево

В 2016 году Валерий Харламов был признан лучшим гидом-переводчиком на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, организованном Федеральным агентством по туризму. Победа была закономерной, ведь он относится к своей работе с огромным интересом, которым стремится заразить зрителей.

Провести экскурсию значит не просто рассказать о картинах. Надо хорошо разбираться в живописи, знать жизнь художников, быть готовым ответить на разные вопросы, уметь оперировать интересными фактами. Разрабатывая и защищая затем каждую экскурсию на методсовете картинной галереи, Валерий всегда помнит об этих факторах. У него хватает и знаний, и эмоций, чтобы увлечь зрителей.

Кстати, любимый им художник Левитан, создавая свои пейзажи, утверждал, что   это «уголок природы, пропущенный через темперамент художника». Вот и Валерий следует этому правилу, пропуская через собственный темперамент рассказ о том, что понятно и дорого ему. Он очень убедителен в этом!

В чем «фишка» экскурсовода

Рассказывает, что иногда на экскурсии оказываются коренные астраханцы, которые приводят иногородних гостей. Сами бывали и в Третьяковке, и в Эрмитаже, а в родном музее – ни разу.  И многое именно для астраханцев становится откровением. Удивляются. Потом даже гордятся.

А иногородних хочется (и получается) заинтересовать, прокладывая своеобразный «мостик» от города к городу – через образы, через людей, через то общее, что их объединяет. Например, тот факт, что Догадин окончил Императорское техническое училище, нынешнее МГТУ им. Баумана, всегда интересен гостям из Москвы.  Посетители из Питера узнают о Павле Власове, профессоре Петербургской Академии, открывшем в Астрахани художественные классы и воспитавшем целую плеяду известных художников. Гости из Уфы не без интереса слушают истории о том, как в Астраханской картинной галерее оказались работы их именитого земляка Михаила Нестерова. Нехитрые приемы, помогающие людям, далеким от искусства, проникнуться им, — своего рода «фишка» Валерия Харламова. Конечно, все эти факты – результат постоянной работы для того, чтобы людям было интересно, чтобы запомнилось. Валерий проводит экскурсии и для иностранцев, так что английский служит ему и любимому им искусству по сию пору.

Экскурсии – это только часть работы заведующего отделом. Основное время занимает как раз научная работа: подготовка и участие в различных конференциях, организация и монтаж выставок, оформление соответствующей документации. Это не так просто. Чтобы привезти в Астрахань какую-либо выставку или сформировать фондовую, необходимо проделать огромную предварительную работу, о которой посетители даже не подозревают. И не надо. Для них посещение вернисажа должно быть праздником.

— Конечно, теперь музей – это современный механизм, — рассуждает Валерий. – Мы более открыты для зрителей, у нас проводится разнообразная работа с разными аудиториями, и сегодняшние возможности рассказать, показать, приобщить к искусству   сотни людей, год от года расширяются. Я рад этому. Когда люди открывают для себя мир искусства – они становятся духовно богаче, добрее, лучше.  В этом и заключается чудо искусства.

Максим Такташев. Историк, сын художника

Максим – любимец молодежи.  Молодой, с хорошо поставленным голосом, его экскурсии аудитория воспринимает и принимает безоговорочно. Два года назад, подхватив эстафету от Валерия Харламова, Максим Такташев принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии в индустрии туризма» вместе со 149 претендентами из 56 регионов страны, и занял первое место в номинации «Лучший экскурсовод (гид)».

Сын известного художника Шамиля Такташева, к сожалению, уже ушедшего от нас, Максим провел детство в отцовской мастерской, среди его необыкновенных работ. Что может запомнить маленький мальчик? Тепло и любовь отца. А Такташева – художника он стал открывать для себя, уже став взрослым. Помогла этому в том числе  работа в Астраханской картинной галерее, в фондах которой хранятся живописные и графические работы его отца.

— Я понимаю, каким неординарным художником был мой отец, — говорит Максим. – На своем творческом пути он работал в разных техниках, писал сначала темперой по левкасу, затем маслом, создавал необычные сюжеты и образы. И все это время он оставался оригинальным живописцем, и его картины звучали по-разному. Мне очень интересен внутренний мир отца, отражавшийся в его творчестве.

Выставки и открытия

В 2016 году Астраханская картинная галерея получила в дар от скульптора, поэта и археолога Сергея Скисова дневники его друга – Шамиля Такташева.  Для Максима они стали важным подспорьем, ведь для осмысления творческого поиска и мироощущения художника этот материал очень важен. А в октябре нынешнего года в Доме-музее Велимира Хлебникова открылась выставка Шамиля Такташева под названием «Внутри внешнего» — это как раз о внутреннем мире художника, увлеченном творчеством великого футуриста. Графическое осмысление стихов очень интересно.

Сильное впечатление производят листы с начертанными на них стихотворными строками Велимира, ставшими органичной частью рисунка, ассоциации смыслов и образов, и представленные на выставке дневники художника, нашедшего у поэта общность творческого восприятия и поиска.

«Хлебников удивительно точно передает ускользание словом, когда пишешь какую-то работу и хочешь вложить в неё то, чем озабочена душа», — писал художник в одном из дневников. Так он определил и своё творческое кредо, свои духовные искания.

Максим Такташев принимал участие в подготовке выставки и, признаётся, был рад не только тому, что такая выставка состоялась, но и тому, что она позволила ему лучше понять отца.

Источник силы

Молодого Такташева интересует творчество и других астраханских художников. Он создатель цикла лекций «Четыре художника» о жизни и творчестве астраханских живописцев: Константина Титова, Виктора Юшина, Шамиля Такташева, Камиля Сафаргалеева. Картинная галерея постоянно разрабатывает новые мероприятия и проекты, осваивает новые формы общения с разной аудиторией, перенимает опыт столичных художественных музеев. Просветительская миссия музея, считает Максим, очень важна. Знакомство с искусством дарит зрителям яркие эмоции и впечатления, которые всегда были источником силы для человека. Он знает это по себе.

Марина Паренская

13 декабря 2021, 07:44

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей