В Астрахани глухие артисты рассказали историю Левши

20 лет инклюзивному театру мимики и жеста Зазеркалье

Двадцать лет назад в Астраханской школе-интернате № 3, где обучаются глухие и слабослышащие дети, появился инклюзивный театр мимики и жеста, получивший название «Зазеркалье» — мир, не видимый глазу и понятный не всем. На этот мир похожа жизнь глухих людей, живущих среди нас.

Тишина на концертах

Концертные выступления были тихими, как и вся атмосфера в школе. Дети «рассказывали» стихи при помощи дактильной азбуки – это когда каждая буква обозначается и является лишь дополнительным средством в обучении. Музыкальное сопровождение на концертах тоже было редкостью.

Спустя несколько лет был узаконен русский жестовый язык, жестовое пение стало популярным и любимым всеми, и в школе зазвучала музыка. Дети из «Зазеркалья» стали «петь».  Учила их этому Елена Недосейкина.

Когда мы только начали заниматься жестовой песней, я в принципе не понимала, как этому учить детей, — рассказывает  художественный руководитель «Зазеркалья». – Сама я из семьи глухих, жестовый язык, конечно, знала, но на бытовом уровне.  Но желание помочь моим ученикам раскрепоститься, избавить их от страха, от комплексов, от убеждения, что они не такие, как все, было очень большим.  И оно совпало с желанием самих ребят заниматься.  Их желание – это самое главное. Я училась по ходу нашей работы. Но и сейчас мне кажется, что я знаю очень мало. Хотя желание помогать своим ученикам у меня по-прежнему огромное. 

Песня на кончиках пальцев

В «Зазеркалье» попадали далеко не все желающие. Важно было, чтобы у ребенка была хорошая память – как правило, глухие дети этим похвастаться не могут, таковы особенности их мышления. Очень важно, чтобы они могли прочувствовать песню и показать эти чувства другим. Обычный исполнитель добавляет к песне собственные эмоции. То же требуется и от певца, который песню не слышит. Но ведь и адресует он ее глухим людям! Задача – сначала объяснить артисту, что от него требуется, рассказав о содержании песни, отработав жесты. Если он в теме – аудитория  «услышит» его.

Но, представьте, что не всякую песню можно переложить на язык жестов. Ведь жесты – это не просто махание руками, они должны быть таким же красивыми, как песня, и при этом передать содержание так, чтобы его поняли неслышащие люди.  Например, какое-то слово на языке глухих означает несколько понятий, а, чтобы его поняли так, как надо, обозначить его нужно не одним, а двумя жестами. И надо, чтобы жесты не мельтешили, а плавно легли на стихотворную строчку. На концертах глухих артистов давно звучит музыка, они «поют» под фонограмму, но это тоже искусство – попасть в такт музыке, не слыша ее. Все эти навыки отрабатываются на бесконечных репетициях, а итог – множество побед на всероссийских и областных фестивалях жестовой песни, поездки в разные города России. Конечно, все это впечатляет. Но Елена Недосейкина считает победой не столько награды и дипломы, сколько то, как меняются ее воспитанники, занимаясь в «Зазеркалье».

Дети преображаются, у них появляется уверенность в себе, уходят комплексы, они становятся ответственными, дисциплинированными, без этого трудно выдержать многочисленные репетиции, а они их ждут- не дождутся.

От песни – к пьесе

И вместе с ними развивается «Зазеркалье». Сегодня участники инклюзивного театра ставят спектакли. Первый –«Праздник непослушания» был показан в 2022 году. Он был прорывным. Во-первых, в нем наряду со школьниками играли взрослые люди, члены региональной организации Всероссийского общества глухих, бывшие ученики Елены Недосейкиной; во-вторых, спектакль был адресован не только глухим зрителям, но и людям с нормальным слухом, а для этого в него ввели  переводчиков с русского жестового языка, которые переводили все,  что «говорили» на сцене  глухие артисты.   И это тоже были дети.

Этой идеей загорелся Евгений Николаевич Докучаев, руководитель театра-студии «Мы», который очень поддерживал и помогал нам, но случилось непоправимое: в декабре 2021 года он умер, — рассказывает Елена. – И все же спектакль, как мы его и задумали, был показан весной. Нам помогла Людмила Александровна Шагарова, руководитель творческого объединения «Слово» театра-студии «Мы».

А в августе того же года спектакль занял второе место на XYII Всероссийском конкурсе-фестивале детских, юношеских и  молодежных театральных коллективов «Маска».

Успех окрылил настолько, что сегодня участники «Зазеркалья» готовятся к поездке на YI Всероссийский фестиваль детского творчества «Утренняя звезда» для глухих и слабослышащих, который пройдет в Кемерово. Ставят новый спектакль — «Левша». Уже шьются костюмы, заказываются билеты, утрясаются административные вопросы и вовсю идут репетиции.

Опыт и чутье

Елена Недосейкина давно обрела опыт, пройдя обучение на многочисленных мастер-классах специалистов Московского театра мимики и жеста, к тому же ей помогает собственное чутье, ведь она знает своих учеников наверное, наравне с родителями, а, в чем-то, может, и лучше их.

Мирон играет Левшу. Обаятельный, веселый и трудолюбивый. Это я о Мироне. Таким же, вероятно, был и Левша: шутка ли, подковать блоху! Но Мирон в «Зазеркалье» раскрылся так, что даже родные поражены, потому что в предыдущей школе к мальчику было немало нареканий. А здесь его другим и не знают.

Эля в театральном кружке занимается с третьего класса, а сейчас уже заканчивает школу. Очень ответственная. Всегда всем готова помочь. Растет в дружной многодетной семье, и ее представления о мире и людях наполнены только позитивом.  Блоха в ее исполнении — сама грация, само достоинство: еще бы, не каждой букашке подковку на ножку ставят!

Костя играет Царя. Когда-то Костя, перейдя сюда из обычной школы, отказывался «махать руками». Но без жестового языка в этой среде ты чужой. Костя преодолел себя. А теперь в спектакле каждое его слово, в данном случае жест, весомо и ярко.

Суть всех образов Елена объясняла всей маленькой труппе «Зазеркалья», чтобы на сцене было не махание руками, а яркая мимика, чтобы получились не концертные номера, а полноценный спектакль. От репетиции к репетиции оттачивается каждый жест, каждый взгляд, каждое танцевальное па под музыку, которую артисты не слышат. Это колоссальная работа.  Слава Богу, очень благодарная. Потому что дети меняются, куда-то исчезают их комплексы, мешающие жить.  И совершенно очевидно, что за успехами – не только сценическое, но и человеческое мастерство.

Главная задача

Выполняя просьбу Елены Недосейкиной, скажу несколько слов о людях, которые помогали и помогают театральному кружку на его творческом пути – кто деньгами, кто добрым словом, советом, профессиональной поддержкой. Это учредитель Всероссийской премии «Особенное счастье» Лилия Иванова, генеральный директор компании «ЛУКОЙЛНижневолжскнефть» Николай Ляшко;  члены областной организации «Всероссийское общество глухих» Наиля Гузаирова, поставившая танцы в спектакле, и Зульфия Аймухамедова, которая помогает ребятам объяснениями на русском жестовом языке; коллега Елены, руководитель школьной студии «Сорока» Марина Копенкина, ответственная за музыку к постановкам, и директор швейного цеха Галина Гильдеева, в котором на протяжении многих лет шьют костюмы для артистов «Зазеркалья». Между прочим, цех не простой: здесь всегда выполняют заказы Театра оперы и балета, так что юным артистам таким обстоятельством можно гордиться.  Хороших людей на пути этих ребят за все годы встречалось и по-прежнему встречается немало.

Да и воды много утекло за двадцать лет, что поет, танцует и играет спектакли инклюзивный театр «Зазеркалье».

Самую главную задачу интеграцию в общество, по-нынешнему, инклюзию, мы выполняем все эти годы с полной отдачей, — говорит Елена. —  Вот смотрите: терминология изменилась, а в русском жестовом языке это один и тот же жест. Потому что и цель одна и та же: сделать все, чтобы за стенами школы наши дети не боялись обычной жизни; чтобы их родители, видя, как они развиваются, не переживали за них. Мне кажется, у нас это получается.

 

 

 

Марина Паренская

8 апреля 2024, 20:38

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ




Лента новостей