На этих выходных в астраханском ТЮЗе состоялись гастроли тбилисского театра им. А.С.Грибоедова: нам показали спектакль «Холстомер. История лошади». На афише спектакля честно написали, что это «трагическая исповедь по мотивам повести Л.Н. Толстого». Написали и ничуть не обманули – постановка получилась очень трагичной, эмоциональной и немного откровенной, но обо всём по порядку.
О чём: о жизненном пути, полном предательства и невзгод.
Для кого: для любителей страданий и драмы на сцене.
За полтора часа на сцене перед зрителями проносится вся жизнь неказистого мерина по имени Холстомер, а целых три колоритных грузина по очереди изображают разные этапы жизни одной лошади в виде воспоминаний самого старшего из них. Ровно по центру сцены установили конструкцию, напоминающую Голгофу с крестом, около которой Холстомер и погибнет, а по ходу спектакля Холстомера постоянно предают, а он всех милосердно прощает (никого не напоминает?) Да и вообще весь спектакль – сплошная аллегория, где все понимают, что история совсем не о лошадях, а о людях, обществе и тотальной несправедливости мира.
Вот вроде и темы в спектакле поднимаются серьёзные (по мотивам Толстого же), но все равно сама постановка смотрится немного комично: трижды на сцену выходит табор цыган, но совершенно непонятно – зачем? Видимо срабатывает чёткая ассоциация, что где кони, там и цыгане.
Секс между двумя лошадьми показан хоть и откровенно, но выглядит всё равно как-то смешно. Актёры постоянно с надрывом кричат – к месту и не к месту, (но тут всё понятно, ведь исповедь-то трагическая, надо и вести себя соответственно). Даже сцена избиения главного героя больше походит на рейв, а не на потасовку: фоном играет какой-то транс, мигают синие огоньки, а все весело прыгают на сцене.
Но несмотря на всё перечисленное, спектакль зрителям понравился – бабушки и дедушки, составляющие 70% публики, стоя аплодировали 15 минут. А ведь это главный показатель успеха.