В конце августа в Астрахани появились десятки новых остановок — красивых и, как обещали власти, функциональных. Хотя их почему-то сразу многие невзлюбили. Поэтому «Арбуз» решил разобраться, что это такое и с чем его едят, а если быть точными, то как лучше с этими остановками взаимодействовать и реально ли они такие крутые, как их разрекламировали.
Но сначала напомним, что установка остановочных комплексов происходит в рамках транспортной реформы. Всего до конца года планируется оборудовать 519 остановок и 777 остановочных площадок. Поэтому нам точно нужно о них знать чуть больше.
Для удобства введем обозначения, ведь все эти остановки делятся на три типа: умная, средняя и обычная.
Начать решили с самого центра. На площади Ленина остановки уже есть с обеих сторон, но нас интересует та, что со стороны кремля.
Здесь «умная» остановка: на скамейке расположены стеклянные круги для бесконтактной зарядки, но есть гнезда и для провода на ножке скамейки. Свое звание остановка получает за счет экрана с картой и еще четырех ячеек с зарядками. Белая конструкция установлена в углу.
Оказалось, что карта не реагирует на касания: то есть по ней можно чисто визуально прикинуть, где ты находишься. А вот выбирать какие-то локации, как с телефона, не получится.
Под картой расположились четыре окошка. Если поднять металлическую шторку одного из них, то можно увидеть внутри спрятавшиеся гнезда для зарядки двух видов: с USB и Type-C. Поэтому владельцы последних айфонов тоже смогут подзарядиться, если вдруг беспроводная зарядка будет занята.
Табло, кстати, которое должно было гореть и информировать астраханцев, почему-то не работает. Видимо, пока не о чем рассказывать, все новости на «Арбузе» уже отписаны, а время подхода автобуса можно подсмотреть в телефоне.
Двигаемся дальше. На остановке у «Премиум Холла» тоже «умная» остановка. Правда, на момент подготовки этого материала к сети она еще не была подключена. Радует, что она тут вообще появилась, ведь раньше здесь никаких остановочных пунктов с крышей не было, только деревянные лавочки.
На Коммунистической, напротив Краеведческого музея, «умная» остановка тоже уже подключена, правда, при нас астраханцы не решились опробовать это чудо техники, хотя и с интересом поглядывали на то, как мы сами пробуем подзарядить телефон. Карты здесь тоже работают, даже табло горит, правда, на нем не было никакой информации.
Чуть ниже по улице, возле офиса «Газпрома», остановка не еще работала. И горожане ее совсем не жалуют. Большая группа в ожидании автобусов расположилась возле старой остановки, видимо, водители по старой памяти забирают людей оттуда.
Мы решили и дальше двигаться по Коммунистической, но уже в другую сторону. Перешли через мост. Там возле дома купца Тетюшинова Г. В. остановка «средняя».
В чем различия, спросите вы. Хотя по фото все должно быть понятно. На остановках этого типа нет карты и специального стенда с гнездами для зарядки. Однако на скамейках они все еще предусмотрены: как проводные, так и беспроводные. Жаль, что они все пока без электричества. Хотя свои основные функции остановка выполняет: сидеть на ней в ожидании автобуса все-таки комфортно.
Третий вид — «обычную» остановку — найти оказалось не так просто. Она спряталась возле стен Благовещенского женского монастыря на кольце возле памятника Курмангазы Сагырбайулы. С виду она ничем не отличается от наших прошлых участниц осмотра, но есть один нюанс. Подзарядить свой гаджет на них не получится, там просто отсутствуют (не только электричество) и гнезда, и островки для беспроводной зарядки. Хотя в этом ничего такого нет, до подключенной Коммунистической тут всего 7 минут пешком, если прям срочно потребуется подпитка.
Несмотря на то, что часть остановок на момент подготовки репортажа оставалась не подключенной к электричеству, многие из них уже успели пострадать от вандалов. Периодически в социальных сетях появляются фотографии с разбитыми стеклами или островками для беспроводной зарядки. Хотя в администрации Астрахани уверяли, что все конструкции антивандальные и изготовлены из алюминия и каленого стекла. Но для тех, кто хочет что-то испортить, преграды вряд ли есть.
Как покажут себя остановки в настоящую астраханскую жару, нам еще предстоит узнать минимум через полгода. Ведь именно за функциональность в это время года больше всего мы и переживаем: защитят ли они от палящего солнца или сильного ветра. Мнения на этот счет разнятся. А пока будем ждать, когда они начнут работать полностью.