Никаких полутонов – вот главное цветовое правило Микаэля Клоза. Либо яркий фиолетовый, почти флюрисцентный зеленый, электрический синий, либо глубокий черный и коричневый. Подобную верность цвету можно связать с красками природы Канады, родины художника. Страна с красным кленовым листом на флаге, пейзажами напоминает русский Алтай. Который кстати художник никогда не видел, он не был в России. В отличие от 150 его полотен. Они находятся в собрании Картинной галерее небольшого южного городка.
Холсты проделали долгий путь из Македонии, где сейчас живет Микаэль Клоз. История дружбы галереи и автора началась в 2000 году – со знакомства на вернисаже. Через год сотрудники музея предложили провести персональную выставку. Была долгая переписка, причем не по интернету, а письмами от руки. Потом общение прервалось – художник не ответил. Как выяснилось позже, ему пришлось переехать в Македонию. И вот, спустя 12 лет удалось возобновить связь. И наконец, астраханцы могут увидеть выставку Микаэля Клоза. Всего у творца было более 70 персональных художественных выставок. В том числе в Бельгии, Германии, Испании, Румынии, Словении, в Европейском парламенте. И наконец, первая в России, именно в Каспийской столице.
В экспозиции выставки 30 картин. Большая часть из них – портреты. Художник любит писать людей. Но это не классические портреты. Его картины состоят из двух лиц, которые сливаясь, образуют третье. «Таков наш, западный образ мышления» – объясняет автор. «Я пытаюсь понять, что значит быть человеком. Если кто-то смотрит на мои картины и говорит, я чувствую свободу, то это наполняет меня смыслом».
Концептуализм. Многим, кто считает современное искусство по большему счету каракулями, вероятно не понравится графика Микаэля Клоза. Но стоит понимать, на пути к своему стилю, художник прошел все ступени изобразительного искусства, освоил многие стили, получил классическое художественное образование. Концептуализм – это обнаженная эмоция. Куратор выставки Светлана Сухова советует отключить анализ в голове и просто чувствовать.
Другое мнение. На открытии выставки мы встретили одного из ключевых представителей астраханского авангарда Анатолия Солонина. Он не высоко оценил работы художника. Отметив отсутствие новаторства в его работах.
Выводы Арбуза: выставку «Искусство на пути к человечности» Микаэля Клоза стоит посетить. Например, наш корреспондент увидел в одном из портретов неоновую Уму Турман из Криминального чтива. А куратор высмотрел Божью Матерь. Но главное – почти все зрители ушли с новыми мыслями и эмоциями.