Победитель Астраханского городского конкурса «Учитель года» занимается йогой и любит искусство

А вообще-то преподает английский

ОбществоОсновное

Фото: Дмитрий Дадонкин

В детстве Аделя Хансуарова никогда не играла «в школу». И после окончания иняза АГУ не собиралась работать учителем. Но придя в школу № 48 и проработав всего лишь месяц, поняла: ее место здесь. Чем может привлечь современная школа? С какими трудностями приходится сталкиваться учителю? Что можно считать самым главным в этой профессии? Совсем не случайно экспертом в этих вопросах выступает наша героиня, ведь именно она стала победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года города Астрахани — 2022». И сегодня, 25 мая, когда во всех школах мелодично звенит последний звонок, мы решили рассказать о ней.

Разговаривать с учениками

Если говорить о профессиональной стороне преподавания, то у учителя английского языка Адели Хансуаровой это беспереводной метод: весь урок ни слова по-русски. Такое глубокое погружение в английский дает свои плоды: у детей отсутствует страх чего-то не понять, они не зубрят, легко ориентируются в новой теме. Знания, замешанные на страхе, считает Аделя, быстро улетучиваются. Она говорит о страхе любого толка, в том числе и о страхе детей перед учителем.  Сама она преподаватель требовательный. «Но я никогда не требую больше того, что даю на уроках. Потому и мои требования обоснованы, и нагрузка на учеников вполне им по силам», — говорит она.

Если говорить о сугубо человеческих отношениях с учениками, то для Адели Ришатовны важно доверие между детьми и взрослыми. «С детьми надо разговаривать, — убеждена Аделя. – Это вообще-то должно идти из семьи. Но родители сейчас очень заняты. Их интерес к детям зачастую ограничивается вопросами о том, выучил ли сын уроки, поел ли, какую оценку получил. А надо бы не только об этом.  Со мной в моей семье родители разговаривали. Обо всем. Я стараюсь разговаривать со своими учениками. И понимаю, какие они интересные. Какие разные.  Как порой непросто им бывает. И никогда не выдаю секреты, которые они мне доверяют».

Соблюдать дистанцию

Несмотря на доверие, Аделя способна держать дистанцию. Это очень хорошее профессиональное умение. «Проблема молодых педагогов, — считает она, — в том, что они допускают фамильярность. Возможно, сокращая дистанцию, стараются понравиться детям, завоевать популярность. Но это ошибка. Мы бываем откровенны с моими учениками, говорим на сложные темы, но они понимают: я им не подруга. Хотя всегда готова их поддержать».

Аделя — классный руководитель восьмого класса.  Вместе они четвертый год. Когда ей предложили взять класс, она немного оробела. «У меня был страх не перед детьми, а перед родителями, — признается Аделя.- Но  конфликтов с родителями практически не возникает. Думаю, они понимают и ценят мое отношение к детям. Для меня каждый ребенок – личность.  И к каждому нужен свой подход. Это, конечно, не мое открытие, но мало кто учитывает индивидуальные особенности ребенка. Система такая: общие требования, одни и те же оценки, одинаковые критерии. А дети разные. Я стараюсь исходить как раз из этого.  Шаблонов в педагогической работе вообще не может быть».

Быть рядом

И еще она никогда не жалуется ученикам на свою занятость, свой график, загруженность. Может быть, потому, что просто любит свою работу. А ведь в школе она оказалась почти случайно. После окончания иняза работала переводчиком в солидной фирме. «Я поняла, что офисная работа – не для меня, — вспоминает Аделя. – Скучно, однообразно. И когда моя одноклассница и одногрупница  Анастасия Прудкова предложила  мне «попробовать» себя в школе, где требовался преподаватель английского, я решилась. Буквально через месяц работы поняла, что никуда отсюда не хочу уходить. Здесь настоящая жизнь. Мне нравится, когда у детей горят глаза. Нравится, что я могу пробудить их интерес к предмету, научить чему-то новому, развивать у них компетенции, необходимые современному миру.  Я закончила магистратуру АГУ, понимая, что мне нужна еще более серьезная база.  Сегодня учителю как никогда важно быть эрудированным, многое знать, анализировать, уметь объяснять ученикам. У нас очень сильный соперник – интернет, который учит порой гораздо успешнее, хотя не всегда тому, что надо.  Так нам и надо учить детей им пользоваться по-умному, с пользой. Разговаривать о том, что такое хорошо, и что такое плохо, на мой взгляд, необходимо. И вот мы опять возвращаемся к «моей» теме — человеческим отношениям.  Мои ученики знают: я всегда не над ними, а с ними».

А кроме того, с Аделей Ришатовной можно поговорить о многом: она начитана, разбирается в искусстве, любит музыку, занимается йогой и водит машину. Так что интересы у нее разные. Как и у ее учеников.

Упорство и упрямство

Конкурс «Учитель года» — серьезнейший профессиональный конкурс. Очень престижный. И именно поэтому требующий немало сил от каждого участника. Когда директор школы Елена Алексеевна  Муравьева обсуждала  с Аделей Ришатовной  ее участие, та согласилась без особых колебаний, понимая, что сможет, потому что «уже добилась определенных результатов».  Очень много времени ушло на подготовку.

Требования к конкурсантам чрезвычайно высокие — Аделя признается, что в период подготовки у нее не было ни одного свободного дня. А самым трудным (и удивительным для самой Адели) оказалось справиться с волнением. Но она взяла себя в руки, и открытый урок в незнакомом классе и классный час провела блестяще: «Когда увидела детей— волнение сразу прошло. Я знала, что надо делать». Конечно, очень помогала поддержка коллег, родителей и учеников.  И, может быть, Аделино упорство, которое она сама называет упрямством: оно не позволяет ей сдаваться даже в самых сложных ситуациях.

Марина Паренская

25 мая 2022, 11:48

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ


Лента новостей