О гаджетах, Instagram, современном искусстве и отношении к этому старшего поколения

В рамках репортажа с выставки астраханского художника

ОбществоОсновное

Фото: «Арбуз»

Гостей на открытии выставки известного астраханского живописца Юрия Лебедева условно можно было поделить на две группы: до 25 и от 50 лет. Первые — в основном студенты отделений дизайна изобразительных искусств местных вузов. Вторые – друзья мастера, ценители искусства, художники. Если молодые люди жадно рассматривали картины и спорили о природе творчества (оно и понятно, стиль Юрия Лебедева довольно самобытен), то вторая группа от 50+ всецело «тусовались»: шутили, болтали, смеялись и фотографировались с художником на телефоны на фоне его работ. Разве что селфи не делали.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Такое активное взаимодействие со смартфонами нас приятно шокировало. Видимо, защитная реакция «тьфу, нам не нужны ваши новомодные игрушки» отступила, и пришло осознание полезности девайсов.

Вторая неожиданность связана с работами Юрия Лебедева. Автор и почти все опрошенное младшее поколение увидели в работах художника точки соприкосновения с фильтром «Mosaic» в приложении «Prisma»: витиеватостью линий и подбором цветов. Особенно в этой работе 1987 года, «Весна. Бульвар Красной Набережной». Мы даже нашли похожую обработанную фотографию на просторах Инстаграма.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Для тех кто не в тренде, «Prisma» — популярнейшее приложение для смартфонов, в котором обрабатываются фотографии, превращая их едва ли не в картины. Такой эффект достигается благодаря использованию нейросетей: фото полностью перерисовывается. Программа полгода назад произвела эффект разорвавшейся бомбы. Сейчас в приложении можно создавать фотокартины на основе 21 произведения искусства: «Секущая линия» Кандинского, «Go for Baroque» Роя Лихтенштейна, «Над городом» Марка Шагала, «Крик» Эдварда Мунка и другие. Чтобы понять размах, стоит привести один факт — 1 августа 2016 года количество обработанных фотографий составило 1 млрд.

«При чем здесь какой-то фильтр и работы астраханского художника?»- спросите вы. А невольно приходит вопрос, чем отличается хорошо обработанная фотография от картины современного художника? Сейчас такое разнообразие навороченных приложений, что едва ли не каждый может создать свой арт-объект. Где грань между авторским произведением искусства и красивой фотографией для своего профиля, состряпанной на скорую руку? На выставке Юрия Лебедева представлено около 90 работ, на которые автор потратил месяцы, если не годы творческих поисков. Художник в основном работает в пастельной гамме, но умело совмещает их с яркими цветами, несмотря на диссонанс. Плюс ко всему, он совмещает разные техники в одной работе. А тут какие-то фильтры…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Нет, мы не призываем заниматься кликушеством и сетовать, дескать, как все обесценилось, кругом фастфуд и скоро будут проводить выставки фотографий из Instagram. Мысль проста — как все сейчас причудливо тасуется в век информационных технологий. Считается, что 21 век в искусстве — это смесь всевозможных стилей и направлений, из которых рождается что-то новое и тут же нещадно критикуется. Современные художники экспериментируют, используя в своих работах едва ли не все продукты мультимедиа. И даже в Астрахани, на выставке посвященной 80-летию художника, продукты современности навсегда поменяли восприятие зрителя.

Наедине с айфоном. В ходе выставки мы сделали несколько фотографий, обработали в программе «Prisma» и показали, дополнив вопросом – что сам мастер думает о фильтрах и приложении.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Однако, столкнулись с трудностями перевода. Художник, в отличии от большинства гостей выставки, оказался человеком старой закалки, и телефон у него кнопочный и только для звонков. А дальше водоворот гостей унес свою жертву к следующим желающим поговорить, оставив нас с айфоном наедине.

Мы считаем, что выставку стоит посетить. Во-первых, из-за причудливых работ Юрия Лебедева, а во-вторых, возможности смешать в своей голове причудливый коктейль из вопросов к гаджетам и искусству. Экспозиция продлится до 19 марта в Астраханской картинной галерее им. Догадина.

 

7 февраля 2017, 08:24

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ