Гостей на открытии выставки известного астраханского живописца Юрия Лебедева условно можно было поделить на две группы: до 25 и от 50 лет. Первые — в основном студенты отделений дизайна изобразительных искусств местных вузов. Вторые – друзья мастера, ценители искусства, художники. Если молодые люди жадно рассматривали картины и спорили о природе творчества (оно и понятно, стиль Юрия Лебедева довольно самобытен), то вторая группа от 50+ всецело «тусовались»: шутили, болтали, смеялись и фотографировались с художником на телефоны на фоне его работ. Разве что селфи не делали.
Такое активное взаимодействие со смартфонами нас приятно шокировало. Видимо, защитная реакция «тьфу, нам не нужны ваши новомодные игрушки» отступила, и пришло осознание полезности девайсов.
Вторая неожиданность связана с работами Юрия Лебедева. Автор и почти все опрошенное младшее поколение увидели в работах художника точки соприкосновения с фильтром «Mosaic» в приложении «Prisma»: витиеватостью линий и подбором цветов. Особенно в этой работе 1987 года, «Весна. Бульвар Красной Набережной». Мы даже нашли похожую обработанную фотографию на просторах Инстаграма.
Для тех кто не в тренде, «Prisma» — популярнейшее приложение для смартфонов, в котором обрабатываются фотографии, превращая их едва ли не в картины. Такой эффект достигается благодаря использованию нейросетей: фото полностью перерисовывается. Программа полгода назад произвела эффект разорвавшейся бомбы. Сейчас в приложении можно создавать фотокартины на основе 21 произведения искусства: «Секущая линия» Кандинского, «Go for Baroque» Роя Лихтенштейна, «Над городом» Марка Шагала, «Крик» Эдварда Мунка и другие. Чтобы понять размах, стоит привести один факт — 1 августа 2016 года количество обработанных фотографий составило 1 млрд.
«При чем здесь какой-то фильтр и работы астраханского художника?»- спросите вы. А невольно приходит вопрос, чем отличается хорошо обработанная фотография от картины современного художника? Сейчас такое разнообразие навороченных приложений, что едва ли не каждый может создать свой арт-объект. Где грань между авторским произведением искусства и красивой фотографией для своего профиля, состряпанной на скорую руку? На выставке Юрия Лебедева представлено около 90 работ, на которые автор потратил месяцы, если не годы творческих поисков. Художник в основном работает в пастельной гамме, но умело совмещает их с яркими цветами, несмотря на диссонанс. Плюс ко всему, он совмещает разные техники в одной работе. А тут какие-то фильтры…
Нет, мы не призываем заниматься кликушеством и сетовать, дескать, как все обесценилось, кругом фастфуд и скоро будут проводить выставки фотографий из Instagram. Мысль проста — как все сейчас причудливо тасуется в век информационных технологий. Считается, что 21 век в искусстве — это смесь всевозможных стилей и направлений, из которых рождается что-то новое и тут же нещадно критикуется. Современные художники экспериментируют, используя в своих работах едва ли не все продукты мультимедиа. И даже в Астрахани, на выставке посвященной 80-летию художника, продукты современности навсегда поменяли восприятие зрителя.
Наедине с айфоном. В ходе выставки мы сделали несколько фотографий, обработали в программе «Prisma» и показали, дополнив вопросом – что сам мастер думает о фильтрах и приложении.
Однако, столкнулись с трудностями перевода. Художник, в отличии от большинства гостей выставки, оказался человеком старой закалки, и телефон у него кнопочный и только для звонков. А дальше водоворот гостей унес свою жертву к следующим желающим поговорить, оставив нас с айфоном наедине.
Мы считаем, что выставку стоит посетить. Во-первых, из-за причудливых работ Юрия Лебедева, а во-вторых, возможности смешать в своей голове причудливый коктейль из вопросов к гаджетам и искусству. Экспозиция продлится до 19 марта в Астраханской картинной галерее им. Догадина.