12 января исполнился ровно год с момента начала в Астрахани транспортной реформы. Именно в этот день на улицы нашего города впервые за долгое время снова вышли автобусы большой вместимости — по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». На тот момент они обслуживали один маршрут — М1. В том же январе «Волгабасы» перевозчика ТМП №20 постепенно вышли на все шесть магистральных маршрутов, и астраханцы принялись дожидаться автобусов средней и малой вместимости. И, надо сказать, дождались.
Сейчас новые автобусы разной вместимости обслуживают 23 маршрута. За год они перевезли 9,5 млн пассажиров, выполнив 309 тысяч рейсов. Впереди — запуск еще 26 маршрутов, причем планируется, что поедут они уже в этом году.
Что можем сказать мы, оглядываясь назад? Реформа однозначно удалась. Несмотря на все трудности, в Астрахани наконец-то появился цивилизованный общественный транспорт. Который ходит допоздна, за техническим состоянием которого нормально следят, где летом не жарко, а зимой не дует. Что тут еще скажешь: достаточно просто вспомнить, какой фантастикой все это казалось нам год назад, когда мы писали свой первый репортаж из нового автобуса.
«Арбуз» много раз за прошедшие годы подчеркивал в своих текстах, что общественный транспорт важен не только сам по себе. Он — важная часть городской инфраструктуры, а его развитие двигает вперед весь город и меняет образ жизни его жителей. Транспортная реформа это доказала.
Вот только те изменения, на которые мы обратили внимание:
— Астраханские пенсионеры неожиданно быстро освоили новые технологии: смотрят на подаренных внуками смартфонах, когда приедет автобус, и проезд все чаще оплачивают при помощи этих же смартфонов, прислоняя их к терминалу.
— В целом, к безналичной оплате общественного транспорта астраханцы привыкли за такие короткие сроки, как будто только этого и ждали.
— По вечерам теперь можно увидеть в автобусах возвращающихся с прогулки по центру мам с детьми в колясках. А ведь раньше им приходилось ограничиваться прогулками вокруг дома или тратить деньги на такси.
— На такси стали тратить меньше денег, особенно жители окраин. Ведь теперь это не единственный способ уехать домой после девяти вечера. На новогодних праздниках это даже привело к тому, что цены на такси оказались ниже, чем в прошлые годы.
— Летом продлилось активное время суток. Если раньше многие спешили домой сразу после работы, то теперь могут позволить себе подольше прогуляться по местам отдыха.
— Общественный транспорт перестал восприниматься как что-то неудобное. Даже среди владельцев личных автомобилей появилось заметное количество тех, кто в центр ездит на автобусе, чтобы не искать место для парковки.
— Постепенно становится нормой не ждать общественный транспорт на остановке, а выходить из дома целенаправленно к автобусу, когда он подъезжает.
И все это произошло на наших глазах. Еще год назад при виде автобуса самым частым вопросом было «куда он вообще едет», а теперь в салоне все больше людей. И это, наверняка, только начало — ведь появились проездные, а значит людей, которые целенаправленно ждут автобус, а не маршрутку, станет еще больше.
А вообще, стоит ли много говорить о том, что и так прекрасно говорит само за себя. Хочется только еще от всей души сказать спасибо всем причастным к этому автобусному чуду. А именно сотрудникам перевозчика ТМП №20, который выпускает автобусы на линию, обслуживает их и перевозит пассажиров, сотрудникам ГКУ АО «Организатор перевозок» и Единого диспетчерского центра, которые всем управляют, министерству транспорта и дорожной инфраструктуры, которое все организовывает. И, конечно, губернатору Игорю Бабушкину, благодаря которому давние разговоры о том, что с перевозками надо что-то делать, перешли в реальные дела, и Астрахань наконец-то перестала носить звание города с самым плохим общественным транспортом.