На астраханском заводе «Лотос» взялись за масштабные заказы

Таких объемов работ еще не было

ОсновноеЭкономика Судостроительный завод Лотос

Фото: Арбуз

Астраханский судостроительный завод «Лотос» приступил к исполнению самых масштабных за свою историю заказов. Предприятие, построенное в середине 1980-х годов, до сих пор не имеет аналогов среди аналогичных заводов, расположенных на реке. Чуть меньше, чем за сорок лет существования, в жизни «Лотоса» было всякое: еще несколько лет назад он переживал не лучшие для себя времена, производство работало только на 20-40% своей мощности.

Однако сегодня верфь фактически обрела вторую жизнь. В цехе, площадью почти 11 гектаров, снова шумно и кипит работа. Судостроителям нужно успеть сдать в срок сразу несколько заказов. Это два танкера-химовоза, которые будут спускать на воду уже этой осенью, сухогруз, знаменитый круизный лайнер «Петр Великий» на 300 человек, и три земснаряда, один из которых достраивали уже после введения санкций (и получилось-таки, но об этом чуть позже). Уже к следующей навигации все они будут переданы заказчикам, говорят на заводе.

Параллельно строятся еще несколько новых объектов. Это четыре контейнеровоза и новая серия земснарядов — шесть штук, по ним только начато проектирование, но до конца текущего года три земснаряда должны быть заложены. А до 2026 года их планируется построить. Еще один грандиозный проект, который на заводе называют якорным — строительство плавучего дока.

«Со дня на день мы ждем начала финансирования контракта по строительству дока для «Северной верфи» (Санкт-Петербург — прим. ред.). Он будет реализовываться на всех трех площадках («Лотос», «Красные Баррикады» и «Астраханское судостроительное производственное объединение», — прим. ред.). Объем этого заказа составит примерно 40% от всей нашей производственной программы», — рассказал «Арбузу» генеральный директор «Южного центра судостроения и судоремонта» Анатолий Мишанов.

Металл для дока уже завезен — 70 вагонов. В Астраханскую область его поставляют из Магнитогорска, говорит управляющий директор АО «ЮЦСС» — управляющей организации АО «ССЗ «Лотос» Александр Ещенко. Обработка металла уже началась. Сейчас ждут только одного: когда «Северная верфь» получит деньги и заплатит астраханскому заводу аванс.

Такие темпы заключения договоров позволяют руководству «Лотоса» делать оптимистичный прогноз: в 2024 году будет почти стопроцентная загрузка всех трех верфей. А это значит, что на предприятие потребуется почти в полтора раза больше рабочих. По словам Анатолия Мишанова, сейчас нехватку кадров можно назвать катастрофической.

Непростым испытанием для астраханского судостроения стали санкции. Но предприятия и специалисты на деле доказали, что могут продолжать работу даже в условиях ограничений. Заводу заказали четыре земснаряда (как раз три из них сейчас достраивают). При формировании заказа, компания-заказчик сразу поясняет, какое оборудование хочет видеть на судне. Но проблема заключалась в том, что после ввода санкций с оборудованием начали возникать сложности, поскольку часто оно поставлялось из недружественных стран.

В результате, из-за проблем с поставками некоторого оборудования пришлось пересматривать сроки исполнения некоторых заказов. Например, на земснарядах практически все оборудование должно было быть из Нидерландов и значительная его часть уже была поставлена. А потом европейский поставщик отказался от поставок, пуско-наладочных работ, монтажа и не оставил даже никакой документации. Проблему пришлось решать уже на месте.

«Конечно, мы получили колоссальный опыт, особенно в части программного обеспечения», — признается Александр Ещенко.

Ведь по факту у нас осталось неработающее железо. Но в итоге российские специалисты справились с задачей, пусть на это и понадобилось время.

8 сентября 2023, 12:14

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей