Молодой архитектор Сергей Березкин поделился в Фейсбуке мыслями о том, как сделать Астрахань комфортным для жизни городом и сохранить его историческое великолепие. Он выделил несколько ключевых задач, решение которых должно изменить облик города и существенно повысить его привлекательность в глазах не только местных жителей, но и многочисленных гостей.
Пока просматривал опись дел по коммунальному хозяйству 1920-х гг. в Астрахани, пришли мысли о мероприятиях, которые должны сопутствовать реставрации и ремонту исторических зданий.
1. Вертикальная планировка улиц!!! Необходимо занижать высотные отметки тротуаров и дорог, и открывать цокольные части зданий. До сих пор многие уверены, что дома «проваливаются в землю». На самом деле это связано с халатностью и безграмотностью дорожников, которые проектируют и перестраивают городские улицы (хотя этим должны заниматься архитекторы, у которых есть знания по формированию городской среды для людей, а дорожники только и могут кромсать город для удобства машин). В историческом центре вследствие такого напластования «культурных слоев» уровень тротуаров и дорог повысился от 30 до 150 см. Так что где-то под землей есть дореволюционные мостовые.
2. Коммуникации. Градозащитники часто ругают высотное строительство в центре Астрахани, и это вязано не только с разрушением образа купеческого города. Застройщики хотят зайти в центр, где уже есть вся инженерная инфраструктура. Но вы должны понимать вся система водоснабжения, водоотведения и прочие блага современности были рассчитаны на малоэтажную застройку. Так что катастрофы еще предстоят. В то же время именно местное самоуправление должно обеспечить подвод всех необходимых услуг к домам жителей старого фонда, дальнейшие действия ложатся на усилия собственников. Нет единой координации работ по решению данного вопроса.
3. Ливневая канализация должна быть в городе. К сожалению, современные проекты по капремонту дорог ее не предусматривают (дорожникам некогда думать о таких «дурацках» проблемах как осадки). Но до революции и в советское время этому уделяли особое внимание (смотрел в РГИА очень интересное дело середины 19 века с предложениями по водоотведению воды с городских улиц). Даже прочистить и восстановить старое у нас не могут. Дураки и дороги остаются самыми большими проблемами российских городов.
4. Озеленение. Исторически в Астрахани практически не было деревьев на самих улицах (как нет их в центре Санкт-Петербурга), но много сил и средств вкладывалось на благоустройство городских садов и скверов. Об особенностях дендрокультур города могут рассказать специалисты, но явно чувствуется, что старые деревья нужно заменять на другие низкорослые породы, а где-то и вовсе отказаться в пользу выявления эстетики исторических фасадов.
5. Отлов и «ликвидация» бродячих собак. Эта беда уже полностью захватила Астрахань. Чудовищные случаи нападения бездомных собак и поедания людей вызывают возмущение и формируют ощущение враждебной, небезопасной среды. Пару лет назад собака укусила меня прямо перед зданием администрации Астраханской области, и уверен, у каждого есть подобная история. Считаю, что здесь нужно открыто заявить о данной проблеме и принимать решительные меры со стороны гос. органов. Также необходимо вести контроль над каждым домашним животным (уголовная ответственность владельцев собак, если животное нападет и причинит вред другим людям).
Завершая свой пост, он отметил, что пишет с большим эмоциональным оттенком. Сергей Березкин родился в Астрахани и с детства стал заниматься архитектурными исследованиями. Он поступил в Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, а в настоящее время является аспирантом Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.