«Место для дискуссий»: чем запомнится «шумный» созыв Городской Думы

Мы вспомнили

ВластьОсновное

Фото: duma-astrakhan.ru

Этой весной Городская Дума Астрахани, кажется, превзошла себя по количеству внутренних конфликтов. Внезапное удаление с поста заместителя председателя Сергея Кодюшева, попытка отправить в отставку главу города Алену Губанову, увольнение еще одного заместителя председателя – Ильдара Измайлова, неоднократный срыв заседаний из-за непосещаемости… В связи с этим мы решили вспомнить, как депутаты дошли до жизни такой что еще громкого происходило в уходящем шестом созыве (полномочия которого заканчиваются этой осенью) и к чему это приводило.

Борьба за дисциплину

Кстати, о посещаемости. Несмотря на последние события, в целом за время работы шестого созыва гордумы ситуацией с ней стала лучше, как и с дисциплиной в целом. Потому что за ними стали пристальнее следить.

Одним из первых стимулов для работы в этом направлении стала ситуация с депутатом Сергеем Генераловым, на которого пожаловались главе города и в СМИ жители его округа. Избиратели попросили парламентария прийти к ним на встречу и отчитаться о проделанной работе, но он прислал официальный ответ, в котором сообщил, что до конца года настолько занят, что не может найти свободного времени. И действительно не пришел – вместо него извиняться перед собравшимися жителями пришлось Алене Губановой и представителям районной администрации. Пикантности ситуации добавило то, что в это же время в социальных сетях друзья Генералова выложили фотографии, на которых было видно, чем был занят депутат – он куда-то плыл на лодке, взяв с собой корзину с яйцами.

Фото: Пункт А

Спустя месяц за дисциплину взялись еще серьезнее – впервые в истории гордумы депутат был исключен из комитета за непосещаемость. Игорь Шабалин за год пришел всего на одно из девятнадцати заседаний комитета по городскому хозяйству, где числился заместителем председателя, за что и вынужденно покинул его по решению своих коллег.

В конечном итоге осенью 2017-го депутаты внесли в свой регламент обязательное предоставление отчетов о работе за год. Теперь каждый парламентарий обязан сообщать, чем он все это время занимался и что сделал полезного. Вся предоставленная информация размещается на официальном сайте Городской Думы, где с ней может ознакомиться любой желающий. Стоит отметить, что норму эту депутаты соблюдают и по сей день – судя по сайту, отчеты предоставляют все и вовремя.

Битвы за бюджет

Принятие параметров муниципального бюджета на будущий год является одной из самых важных функций городского парламента. И неудивительно, что периодически в ходе согласования главного финансового документа города происходят споры. В шестом созыве они были настолько жесткие, что бюджет принимался порой не с первой попытки.

Алена Губанова и главная по финансам в администрации города Галина Бородина

Так было, например, в конце 2017-го, когда во время принятия бюджета на 2018 год большинство городских депутатов отказалось поддержать версию, представленную администрацией. После бурных дебатов и взаимных обвинений через СМИ бюджет все-таки был принят – с добавлением дополнительных 20 млн рублей на капитальный ремонт школ. Кстати, школы действительно отремонтировали – летом 2018-го довольные депутаты уже ездили туда с проверкой и контролировали проделанную работу.

Депутаты оценивают ход ремонта спортзала в одной из школ. Фото: duma-astrakhan.ru

Похожая ситуация случилась и в конце прошлого года, когда принимался бюджет-2020. Правда, тогда проект бюджета не смог даже пройти профильный комитет – его члены документ не поддержали, потребовав внести дополнительные средства на благоустройство детских игровых площадок и развитие спорта. Но самое главное – депутаты настояли на том, чтобы в год 75-летия Победы горадминистрация предусмотрела финансирование ремонта и реставрации мемориалов памяти погибших воинов. На все это выделили, в общей сложности, 30 млн рублей, после чего бюджет был благополучно принят.

Спор о районных администрациях

Летом 2017 года серьезные противоречия между гордумой и горадминистрацией вызвал вопрос ликвидации районных администраций. Решение прекратить их существование как отдельных юридических лиц принял возглавлявший тогда администрацию города Олег Полумордвинов. И сразу натолкнулся на жесткое сопротивление со стороны Алены Губановой и городских депутатов, которые действие этого решения сразу же приостановили.

Аргументов «против» было два. Во-первых, в случае ликвидации администраций районов путь до представителей власти для людей бы заметно усложнился. Во-вторых, подобную схему (без районных администраций) в мэрии Астрахани уже пробовали применять в конце нулевых – в результате через год поняли, что не справляются с нахлынувшим потоком обращений и вернули все как было. Такую же точку зрения тогда озвучил на встрече с депутатами и губернатор Александр Жилкин, заявив, что существование администраций как юридических лиц «закрепит за ними ответственность за проводимую работу».

Фото: astrobl.ru

Точку в вопросе поставила прокуратура, которая после проверки заявила, что администрация города вообще не вправе сама себе менять структуру – это полномочия депутатов. Так что районные администрации остались и работают в полном объеме до сих пор.

Контроль за муниципальными предприятиями

Большое количество дебатов практически все пять лет разворачивалось вокруг муниципальных предприятий. То есть тех, учредителями которых является непосредственно сам город. Администрация привыкла рулить ими самостоятельно, а депутаты регулярно обвиняли чиновников в неэффективном управлении и призывали к жесткому контролю за руководителями МУПов.

В самом начале работы шестого созыва — весной 2016-го — парламентарии приняли решение передавать большую часть чистой прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет. До этого момента лишь четверть прибыли шла городу, остальной доход оставался в организациях. С 2016 года ситуация обратная — предприятия обязаны перечислять в бюджет 75% своей чистой прибыли.

В дальнейшем тему контроля за муниципальными предприятиями депутаты не оставляли, внимательно рассматривая все отчеты их руководителей и настаивая на кадровых выводах со стороны горадминистрации. А с конца 2019 года решением Городской Думы был изменен и состав конкурсной комиссии по назначению директоров МУПов. Ее председателем была закреплена глава города (ранее председатель просто выбирался из числа членов комиссии). Таким образом городской парламент резко усилил свое влияние на процесс.

Фото: duma-astrakhan.ru

Оглядываясь назад, можно сказать, что в шестом созыве Городская Дума стала «местом для дискуссий» и реально работающим элементом системы сдержек и противовесов — со всеми достоинствами и недостатками. Недостатки очевидны — на споры уходило много времени и сил, которые можно было бы потратить на что-то более полезное… Но и достоинства очевидны не менее. Сомнительные решения в такой системе просто не проходили, натыкаясь на реальное сопротивление депутатов. И, надо сказать, это скорее пошло на пользу.

Впрочем, последние тенденции говорят о том, что седьмой созыв скорее вернется к другим традициям Городской Думы. Так что о времени, когда депутаты вот так просто могли открыто не согласиться с исполнительной властью, возможно, будут напоминать только эта и подобные публикации.
Хотя кто его знает?

17 мая 2020, 11:59

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей