Какой будет Астрахань: интервью с главным архитектором проекта Института Генплана Москвы

Обсуждаем детали мастер-плана Астраханской агломерации

ГородОсновное

Григорий Мустафин

Продолжаем говорить о мастер-плане Астраханской агломерации, который в перспективе должен сделать Астрахань и прилегающие к ней районы области максимально комфортными для жизни, привлекательными для инвесторов и туристов. «Арбуз» задал главному архитектору проекта Института Генплана Москвы Григорию Мустафину несколько вопросов о дальнейшем развитии проектов мастер-плана. И, конечно же, мы не могли обойти вниманием темы транспорта и даже бродячих собак.

Первый и главный вопрос – финансирование всего, что изложено в документе. Кто будет ответственным за привлечение средств на реализацию мастер-плана? Мастер-план – пилотный проект, скорее всего, подобные проекты будут разрабатываться и для других регионов. Будут ли опробованы какие-то новые модели финансирования?

Мастер-план города разработан и, действительно, пришло время поиска инвестиций. Процесс уже идет. Так, мы общались на эту тему с «ДОМ РФ», крупным финансовым институтом развития, но обычно вопросами финансирования и привлечения средств на реализацию подобных проектов занимается правительство региона. В его составе или по его инициативе может быть создано агентство, институт или корпорация развития области, частная организация, которой проще, чем муниципальным или региональным операторам, привлекать инвестиции и тратить деньги. Выбор варианта зависит от конкретной ситуации и того, для реализации какого именно проекта требуется финансирование, есть ли возможности федерального инвестирования, есть ли возможность привлечь частные инвестиции.

С большей вероятностью в Астрахани будут созданы фонд и проектный офис, специализирующиеся на реализации пилотных проектов агломерационного развития. Фонд будет аккумулировать средства, в частности, принимая участие в нацпроектах, получая целевые субсидии, привлекая инвесторов, а проектный офис получит право распоряжаться средствами на межведомственные и межмуниципальные проекты и будет отвечать за координацию и реализацию работ.

Разумеется, бюджет у региона небольшой, но тем не менее в нем должны быть заложены средства на реализацию ключевых для города проектов. Ответы на вопрос, как эти средства эффективно использовать, как раз и содержатся в мастер-плане. Мастер-план позволяет определить приоритеты, сфокусироваться на задачах, которые требуют первоочередного решения. Кроме того, в рамках работы над мастер-планом для Минэкономразвития города мы подготовили презентацию с обоснованием инвестиций и описанием экономических эффектов.

Рассматривали ли авторы мастер-плана вопрос создания приютов для бродячих животных? Есть ли у вас видение того, как с учетом имеющейся законодательной базы «собачий вопрос» должен решаться в городах?

Конечно, в Астрахани должны быть приюты для бездомных животных, но этот вопрос не является предметом мастер-планирования и не требует каких-либо сложных технологических решений. Создание таких приютов – техническая задача, и я знаю, что она находится на контроле администрации региона.

В техзадании мастер-плана не было отдельного пункта, касающегося данной проблемы, и как разработчики мастер плана мы едва ли можем предложить что-то особенное. Тем не менее решением таких задач Институт занимался в рамках разработки генеральных планов. Например, при создании генплана Южно-Сахалинска мы занимались поиском площадки, на которой можно будет создать приют для бездомных животных.

Как предлагается модернизировать систему общественного транспорта Астрахани, которой сейчас фактически нет? Какой подвижной состав планируется использовать, есть ли идеи по восстановлению какого-либо вида электротранспорта? Как вы оцениваете практику использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ), которая оказалась успешной в Санкт-Петербурге? Может ли она быть реализована в Астрахани?

На сегодняшний день основным видом городского транспорта в Астрахани является система маршрутных такси. Также в городе действуют несколько речных такси, есть городское такси. Очевидно, что для нормального функционирования транспортной системы города этого недостаточно.

Одним из ключевых решений мастер-плана было создание городской электрички с 7–8 станциями – по примеру Московских центральных диаметров. Кроме того, мы предложили сформировать в городе сквозной маршрут автобуса с высокой частотой движения в часы пик – дублер бывшего трамвайного маршрута. Согласно предложениям мастер-плана, автобусный маршрут будет проложен с севера на юг и соединит три административных района, не повторяя при этом маршрут городской электрички.

Третий вид транспорта – речное такси. Смысл нашей идеи в том, чтобы развивать уже существующую систему речных такси Астрахани, формируя систему небольших причалов, которые будут действовать как остановки речных такси. Фактически мы предлагаем расширить систему такси за счет создания множества причалов, что сделает этот вид транспорта более популярным у астраханцев и гостей города. С этой целью предлагается создать также длинный туристический маршрут по центральным каналам города, которые не сообщаются с Волгой.

Как будет решаться вопрос с дефицитом объектов массового отдыха и развлечений? Сегодня в Астрахани всего два парка отдыха (да и то, с большой натяжкой), отсутствует аквапарк.

Прежде всего, я бы разграничил две большие темы: объекты развлечений и объекты массового отдыха. Если говорить об объектах развлечений, то при создании мастер-плана мы проанализировали существующее положение, чтобы понять, каких именно мест проведения досуга не хватает в каждом конкретном районе города. В результате были разработаны схемы размещения локальных центров обслуживания, то есть компактных центров с необходимыми функциями, которые помогут восполнить имеющийся дефицит.

Что касается объектов массового отдыха, то мы считаем необходимым сформировать в Астрахани систему кольцевых рекреационных маршрутов, которые бы соединяли между собой парки, скверы, проходили по самым интересным местам города. Эти маршруты также послужат обоснованием последующего благоустройства. Помимо этого мы предложили размещение небольших парков районного уровня там, где их не хватает. На схеме природно-рекреационного каркаса города эти предложения отражены.

В мастер-плане упомянуто о создании в Астраханской области 56 тысяч рабочих мест благодаря реализации того, что в нем изложено. Поясните, пожалуйста, каким образом производились данные расчеты. Возможно ли сейчас конкретизировать (ну или хотя бы спрогнозировать), какие производства, предприятия могут появиться в регионе в ближайшие годы, где появится такое количество вакансий?

У нас не было возможности получить детальные данные по каждому квадратному метру агломерации, во многих случаях их просто не существует. Тем не менее мы проводили встречи с администрациями муниципальных образований и постарались получить необходимую информацию. Опираясь на эти данные, мы сделали крупногабаритный расчет перспективной экономики.

Важно понимать, что расчеты – целевая планка, минимум, необходимый для достижения положительных эффектов, к которым мы стремимся, – уменьшения демографического оттока, увеличения бюджета региона. Наши гипотезы на базе собранных данных – приглашение к дискуссии глав администраций, от них мы ждем обратной связи и точечной корректировки предложений мастер-плана.

При этом наши предложения, базируясь на знании потенциала территории, возможностях экономики, учитывая конечные стратегические цели, содержат не только комплексное видение приоритетных отраслей и направлений развития, но и выделяют флагманские проекты, точки роста города. Шесть таких проектов – например, культурно-выставочный образовательный кластер, межвузовый кампус – являются первоочередными.

Детальность проработки их такова, что за создание рабочих мест там можно уже ручаться. Все сведения, касающиеся специализации и показателей каждой из площадок точек роста, а также описание методической базы расчетов и обоснований, представлены в наших отчетных материалах.

Нужно ли в Астрахани со временем ограничивать или запрещать въезд частного автомобильного транспорта в центр? На эскизах центральная часть города изображена почти без машин. Вы планируете стимулировать передвижение пешком или на общественном транспорте? Как тогда будут организованы и увязаны с маршрутной сетью общественного транспорта перехватывающие парковки?

Мы предлагаем большой спектр мероприятий по развитию общественного транспорта, а также по благоустройству среды для повышения ее комфортности. Думаю, реализация этих предложений приведет к тому, что частота поездок на личных автомобилях снизится, горожане пересядут с личных автомобилей на велосипеды или начнут больше ходить пешком. Жители новых домов, которые мы предлагаем построить в центре в рамках инвестпроектов, смогут отказаться от автомобилей, ведь в шаговой доступности для них окажутся все основные точки притяжения.

Тем не менее для эффективной работы транспортной системы в Астрахани необходимы все виды транспорта: общественный, личный, каршеринг, такси, велосипеды, самокаты. В рамках проектов, которые мы разрабатываем, рекомендуется создание транспортной системы, которая будет ориентирована на потребности всех групп пользователей.

При разработке транспортного обслуживания жителей должно быть достигнуто гармоничное сочетание различных типов передвижений (пешком, с использованием велотранспорта, с использованием общественного транспорта и так далее). Что же касается темы перехватывающих парковок, то, думаю, их целесообразно размещать на въезде в город и рядом со станциями городской электрички.

3 сентября 2021, 12:34



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Лента новостей