По Астрахани и области проехалась внушительная колонна из ретро-каров, которая направляется в Китай. Корреспонденту «АРБУЗ» Маше Чашниковой удалось познакомиться с владельцами редких автомобилей, они оказались преимущественно немцами и швейцарцами, и выяснить, зачем все это было. Поговорили с европейцами о тоске по прошлому, серийному производству, ощущению времени и мире без фаст-фудных впечатлений.
Колонна ретро-автомобилей переезжает понтон в Красном Яру. Местные жители смотрят во все глаза на два красных Volvo, Citroen DS, несколько Mercedes и быстро достают телефоны – без доказательств дома не поверят. Разговоров в селе об увиденных вживую машинах из заграничных фильмов будет еще на год вперед.
Коронный автомобиль – английский Alviz 1954 года в шикарном состоянии. Таких кабриолетов от британского производителя спортивных и люксовых автомобилей (в 30-е продукция составляла конкуренцию Bentley и Aston Martin, прим. редакции), позже перешедшего на производство военной техники, в мире осталось всего десять, заявляют его владельцы — Ханс и Андреас. Шикарную и вальяжную Grey Lady они купили вскладчину в 2017 году. Называть Ханса и Андреаса пенсионерами язык не поворачивается – подтянутые европейцы веселятся как дети, рассказывая о своих приключениях. Покатываются со смеху, мол, ровесники с кабриолетом – родились в год выпуска Grey Lady, но быстро вновь становятся серьезными и просят не указывать в статьи их полные имена. В своей стране они — люди весомые, не публичные, да и в целом владельцы по-настоящему дорогих автомобилей не любят светиться.
Многие ретро-машины были куплены специально к двухмесячному трипу. Группа стартовала в коммуне Хильдисриден в немецкой части Швейцарии и собирается доехать до Пекина. Путешествие проходит по 9 странам и 35 городам. На своих машинах времени колонна промчалась через Берлин, Варшаву, Гомель, Воронеж и Волгоград. Астрахань стала десятым населенным пунктом, вскоре группа отправится в Атырау.
Тихогонщики цокают языком – они наслышаны о состоянии дорог в Казахстане. Я на ломанном английском пытаюсь объяснить крылатое выражение про две главные российские проблемы — дураков и дороги. Вежливо, не касаясь первой темы, европейцы заверяют, что дороги в России уже почти такие же как в Германии или Швейцарии. По крайней мере — основные трассы и оглядываются на разбитый въезд у Гранд Отеля.
Олдовое ралли «Новый шелковый путь Берлин-Пекин» организовала китайская туристическая фирма, которая специализируется на необычном отдыхе. Стоимость участия в таком марафоне на ретро-карах составляет более десяти тысяч евро. Тургид, организатор и китаенист по образованию Райнер Шелп в мае курировал группу с почти таким же маршрутом, но на автобусах и с конечной точкой в Шанхае. Главная цель таких трипов – прочувствовать, как меняется жизнь и мышление в других странах.
Такой дзен-подход разделяют все 18 участников трипа. На вопрос зачем им все это и почему не сидится дома в комфорте, Эрнст — водитель красного Volvo — отвечает, что из Швейцарии в Китай можно долететь самолетом за 14 часов. Но они с женой предпочитают проехать более 14 тысяч километров, чтобы познакомиться с людьми, насладиться общением и изучить культуры. Кстати, многие швейцарцы покупают ретро-автомобили в качестве второй машины для уикендов и они не вызывают удивления на дорогах. В стране много немецких, итальянских, американских ретро-каров, но, совсем нет русских, отмечают участники «Нового Шелкового пути».
Ретро-автомобили идеально вписались в концепцию неспешного знакомства. На трассе колонна «выжимает» максимум 90 километров в час. Если разогнаться больше, то приятный звук мотора превратится в скрежет. Почти ни у кого нет кондиционеров. Туристам приходится максимально открывать окна, колеся по засушливому югу России, но комфорт в такой дороге не играет роли. Главное – процесс и удовольствие. Европейцы любят заезжать в местные деревни и с восторгом рассказывают о восседающих верблюдах у дороги, придорожных кафе-шатрах с калмыцким чаем и другой экзотике, которая нам давно кажется обыденностью.
Замыкает колонну фургон техслужбы с наклейкой международного ралли-марафона «Дакар». За техническую часть в поездке отвечают несколько механиков. Наполовину русский, наполовину немец — Александр Рем курирует автомобили в пути с Волгограда до Ташкента. В Германии он работает в современном автосервисе, но утверждает, что механизмы ретро-каров точно такие же и набор инструментов в фургоне не отличается от обычного. «Машина есть машина», — разводит руками Александр. Ни одной серьезной поломки пока не было, машины хорошо подготовили к пути, а вот в предыдущем трипе один автомобиль неожиданно загорелся.
В Астрахани туристы пробыли всего день и успели посетить кремль и поплавать по раскатам. «В России очень милые и открытые люди, вы живете в хорошей стране», — хором говорят участники трипа. Чуть позже мы выпиваем с туристами по бокалу неплохого вина за знакомство, любуясь переливом зеленоватых волн Волги за окном, и возвращаемся на парковку.
Я прошу завести моторы. Андреас натягивает кожаные перчатки, вставляет ключ и Lady Grey звучит давно забытой музыкой. Взгляд скользит по элегантным линиям ушедшего стиля, становится немного тоскливо и хочется перевести дух от мельтешащих лент в соцсетях: пересмотреть старые фильмы с продуманной драматургией, где события развиваются мягко и неспешно. Где на черном-белом фоне разыгрывается сцена поездки с наложенным бутафорским фоном городских улиц, свет гуляет по лицам героев, а шикарный кабриолет чуть потрагивает от быстрой езды по мифическому асфальту. Где герои делятся на хороших и плохих, добро всегда побеждает зло, и все слегка наивно и вместе с тем как-то очень искренне.
На момент выхода статьи группа уже проехала Ташкент. Следить за их приключениями вы можете на сайте команды Alviz Grey Lady.
За фотографии благодарим Дмитрия Дадонкина.