Премьеру балета «КаренинА» в Астрахани ждали с особым интересом. Его постановку на театральной сцене осуществила заслуженная артистка России, лауреат профессиональной балетной премии «Душа танца» Вера Арбузова, сама когда-то станцевавшая героиню романа Льва Толстого в одноимённом балете Бориса Эйфмана. Впервые на астраханской сцене была представлена психологическая драма в современной хореографии, с необычным музыкальным рядом.
Перед премьерой художественный руководитель и главный дирижёр театра Валерий Воронин рассказал журналистам, что давно хотел предложить зрителю современную неоклассическую постановку. «Это правильно, когда в театре работают разные хореографы, — подчеркнул Валерий Воронин. — У нас много прекрасных классических балетов, в этой постановке будет представлена новая современная хореографическая лексика, театр продолжает развиваться, экспериментировать».
В балете «КаренинА» сошлось многое: и хореография, и музыка, и рисунок постановки, видеоконтент и даже опера… Картины спектакля, как узнаваемые главы романа, меняются так быстро, что публика, словно в кинематографе, переносится каждый раз в новую реальность, в другую обстановку, с иными персонажами.
Границы любовного треугольника Вера Арбузова расширила до квадрата. Четвёртым главным героем спектакля стал Чтец. Загадочный персонаж ассоциируется и с самой судьбой, и с творцом, а, возможно, и с постановщиком — Верой Арбузовой, пожелавшей находится со своими героями рядом на протяжении всего спектакля. «Этот балет — моё личное отношение к роману Льва Толстого. Это история о моей Анне Карениной, о её жизни, о её муках, терзаниях, радости и любви», — отметила хореограф.
Балет «КаренинА» наполнен внутренней психологической энергией и удивительно точен по своему эмоциональному воздействию. Это не хореографическая фантазия, а философское прочтение романа Толстого. Для солисток театра — Софии Романовой и Марии Щегловой, ранее танцевавших исключительно балетную классику, по-новому приходится языком тела терять голову от любви.
Сложный уровень исполнительской техники, передающей психологические перипетии романа: отчаяние и эмоциональное напряжение продемонстрировали Всеволод Табачук, Даниил Соколов, Артур Альмухаметов и Рудольф Дудоладов.
Покоряют своей красотой, мощной энергетикой и ритмическим напряжением массовые сцены на ипподроме, во время венецианского карнавала, в театре, и, конечно, сна Анны, в котором она предчувствует приближение конца. «Это совсем не тот балет, который мы знаем и, несомненно, любим. Это зашкаливающая техника, это поддержки, от которых захватывает дух. Это невероятная красота тел!», — делились впечатлениями после премьеры астраханцы.
Искусство балета по-особому помогает изобразить глубину драмы и даже способно проникнуть в подсознание. Эмоциональное наполнение спектакля держало в напряжении зрителя до финального аккорда.
Раскрыть характеры и настроение героев, стиль эпохи, этикет помогли костюмы участников спектакля. Их сшили для премьеры около двухсот. Только главная героиня поменяла их за время спектакля девять раз! Создавшая коллекцию, художник-постановщик из Санкт-Петербурга Виолетта Жигалина отметила, что черпала вдохновение у дизайнеров начала XX века, когда женская мода ушла от кринолинов и корсетов, но при этом сохранила женственность и силуэт.
Декорации и происходящие на сцене события переносили зрителей в роскошные светские салоны Санкт-Петербурга, на карнавал в Венецию, в оперный театр, на ипподром, перрон Николаевского вокзала… Пронзительный звук паровозных колёс завершил историю о роковой страсти и отчаянии влюблённой женщины.
Симфонический оркестр театра под управлением Валерия Воронина виртуозно сумел передать мир чувств и переживаний. Переплетение музыки Бриттена, Левашкевича, Моцарта, Листа, Монтеверди, Рахманинова заложило новую музыкальную основу балета: современная, экспрессивная, полная смелых звуковых и динамических контрастов, она убедительно передала то, что «услышали» постановщики и музыканты на страницах романа Толстого. Её глубокий драматизм, переходящий в изящество и лёгкость полностью соответствовали амплитуде чувств героев романа.
Балет «Анна Каренина» уже почти полвека успешно идёт на разных театральных сценах в России и в мире. Его ставили Алексей Ратманский и Борис Эйфман, Джон Ноймайер и Анжелика Холина. Новая работа хореографа Веры Арбузовой в Астрахани по своей стилистике – полностью авторская: эмоциональная, проникновенная, захватывающая.
Накануне премьеры хореограф рассказала, что ей легко и приятно было работать в театре, отметив творческую атмосферу на репетициях, поддержку руководства и энергетику уникального здания, его архитектурный колорит.
«КаренинА» получила заслуженное признание и восторженные отклики: зрители стоя аплодировали и долго не отпускали артистов, музыкантов, постановщиков, дирижёра спектакля.
При полном аншлаге «КаренинА» завершила театральный сезон, чтобы вернуться вновь, в год 150-летия начала написания романа Львом Толстым.