Мы всегда подозревали, что расположенный в 40 километрах к северу от Астрахани город Нариманов не так прост, как могло показаться, и задумывался несколько большим, чем в итоге получилось. Покопавшись в архивах, «Арбуз» обнаружил, что так оно и было. В представлениях советских архитекторов, развивавших тогда еще небольшой (3 400 человек) поселок Нижневолжский, появившийся в результате строительства вододелителя (о нем мы расскажем в следующий раз), он должен был стать вторым по численности в регионе и самым современным. Предлагаем заглянуть в будущее, которое так и не стало настоящим.
Толчком для превращения поселка Нижневолжский в город стало строительство рядом с ним крупного судостроительного завода «Лотос». Того самого, на базе которого теперь организовали одноименную особую экономическую зону. Предполагалось, что уже к 1990 году первая очередь завода будет запущена, что вызовет увеличение численности населения Нариманова до 27,5 тысячи человек. В 2000 году, по представлениям советских планировщиков 80-х, Нариманов должен был стать вторым по численности городом Астраханской области — с 50 тысячами жителей.
Для сравнения: сейчас второй по численности город нашего региона — Ахтубинск, в нем проживает около 38 тысяч человек. В Нариманове сейчас и вовсе 11 тысяч жителей.
Каким должен был выглядеть прекрасный Нариманов будущего, легко понять по сохранившимся эскизам советских архитекторов, использованных в качестве иллюстрации к этому тексту. Город, по задумке, должен был вытянуться вдоль Волги, а невысокие административные здания, расположенные на широких проспектах, должны были соседствовать с многоэтажной застройкой. Для того чтобы прикинуть примерные размеры всего этого, достаточно знать, что изначально в Нариманове планировалось целых четыре микрорайона.
К сожалению, основное строительство началось лишь в конце 80-х годов и сразу же столкнулось с урезанием лимитов финансирования из-за ухудшавшейся экономической обстановки в стране. Строители не теряли оптимизма, возводили новые здания, но затем работы были резко прекращены. Оставив в память о грандиозных планах лишь некоторые недострои.
Одно из ярких свидетельств того, что Нариманов должен был стать гораздо больше, чем стал в итоге, — объездная дорога вокруг города. Сейчас федеральная трасса Р-22 «Каспий» проходит прямо через населенный пункт, но по планам на этом месте должна быть центральная улица. А транзитный транспорт предполагалось отправить по другому пути, который даже почти успели достроить и частично заасфальтировать. Его до сих пор хорошо видно на спутниковых картах:
Обратите внимание, насколько она больше контуров реального Нариманова. Именно до таких масштабов должен был увеличиться самый современный город области. Один из самых интересных участков этой объездной дороги — ее пересечение с железной дорогой, которая сейчас используется только для доставки грузов на завод «Лотос». В этом месте построен целый мост. Да-да, в то время, как в областном центре тысячи людей ждут своей очереди на переездах, в Нариманове малоиспользуемая железная дорога пересекает недостроенную объездную по мосту. Вот как это выглядит сейчас:
Если заглянуть в советские планы, то становится понятно, почему так было сделано. Железнодорожную ветку хотели сделать куда более загруженной и вели ее не только на завод «Лотос», но и для жителей города. В нем должна была быть пассажирская железнодорожная станция. Таким образом, жители Нариманова будущего могли бы добираться в Астрахань на трех видах транспорта: автобусном (в какой-то мере остался, только в виде маршруток), речном (его вроде бы даже успели запустить) и железнодорожном (так и не сбылось). В принципе, для 50-тысячного города, каким он планировался, вполне нормально.
Уделяли внимание и благоустройству. «К строительству в поселке также были запроектированы спортивный комплекс на три тысячи мест, крытый спортивный зал, плавательный бассейн и другие сооружения. Проектом предусматривалось создание парка культуры и отдыха, где должны были находится летний кинотеатр, танцплощадка, различные игровые площадки, аттракционы для детей и взрослых. Архитектурно-планировочная композиция парка решена во взаимосвязи с пешеходными бульварами и набережной Волги», — указано в книге «История строительной отрасли Астраханской области». Все это делалось с расчетом на то, что в Нариманове будут жить в основном молодые люди с соответствующими интересами и потребностями.
В общем, планы были хоть и смелыми, но очень логичными. По задумке, в Нариманове должны были поселиться строители завода «Лотос» и постепенно стать его квалифицированными работниками. И с этой целью он изначально проектировался не как временное поселение с бараками, а как современный город с развитой инфраструктурой, четкой планировкой и предусмотренной возможностью дальнейшего развития. К сожалению, пришлось все это на тяжелые для экономики страны годы, когда было не до будущего. Но кто знает, может быть, старые планы еще придется отряхнуть от пыли?