Как научить помнить: астраханская школа стала частью большой истории войны

По крупицам восстанавливают память о прошлом

Сегодня в стране отмечается День памяти и скорби. С годами проходит боль от потерь и ужасов той страшной войны. Но забыть то, что пережито, невозможно. Поисковики – удивительный народ, который эту память сохраняет как никто другой. «Арбуз» не раз рассказывал о деятельности поисковых отрядов, занятых этой непростой работой. И вот новое знакомство.

Письма из прошлого

Хотя познакомиться надо было давным-давно: поисковый отряд «Надежда» в школе № 51 официально существует с 1992 года. Но поисковой работой ребята под руководством учителей занялись гораздо раньше. Правда,  тогда не думали, что это станет началом общего дела, которое не ограничится только одним событием, а объединит военные истории многих семей, заботу о ветеранах, участие в Вахтах памяти,  находки и открытия.

В 1978 году в школу пришло письмо из Грузии: ветеран Великой Отечественной просил найти документы или людей, которые могли бы подтвердить его пребывание в госпитале, располагавшемся в войну в школе. Следом с такой же просьбой пришли еще несколько писем из других уголков страны.

В те годы не существовало отдельного закона «О ветеранах войны» в современной его трактовке. Однако действующие нормативные акты касались пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, жилищных вопросов и других аспектов социальной поддержки защиты участников Великой Отечественной войны и других категорий ветеранов. Вероятно, для этого многим потребовалось подтверждение «больничного стажа».

Надежда Ивановна Беспалова, которая в те годы была в школе вожатой, занялась этой работой. То, что в школе располагался госпиталь, было известно, ведь большинство учителей того времени были учениками этой же школы. Но где искать документы тех, кто лечился в госпитале по ранению? Почему письма шли в школу?

Записи на старых газетах

А разгадка оказалась очень простой. В военкомате выяснилось, что все госпитальные документы после того, как госпиталь свернул работу в Астрахани, отправили на каком-то суденышке в уже освобожденный Сталинград, судно напоролось на мину, которыми кишела Волга, и сгорело вместе с архивами.

Документы погибли, но были живы люди, которые работали в госпитале. Для подтверждения того, что боец лечился в госпитале, требовалось документально оформить свидетельства двух людей. Тогда школьники начали обходить каждый дом в своем микрорайоне, выясняя этот вопрос. И многих нашли!  Более того, нашли записи о поступавших в госпиталь раненых, сделанных ученическим почерком на полях газет (поскольку не было бумаги), сшитых в тетрадку. Дочка одной из медсестер по какой-то причине не ходила в школу, сидела в приемном покое, и мать велела ей записывать всех поступавших, чтобы девчушка была при деле и не утратила навык письма.  Вот так сделанные детской рукой записи, переданные потом в военкомат, стали самым главным подтверждающим документом госпиталя № 4519.

Доказать самому себе

А дальше началась настоящая работа. Поисковые вахты, участие в деятельности сводного отряда по поиску останков бойцов на местах былых боев; забота о ветеранах, живущих в микрорайоне; забота о «своем» памятнике: в 12 километрах от села Николаевка Наримановского района до сих пор находится памятник бойцам 34-й Гвардейской стрелковой дивизии.

Я перелистала альбомы с рассказами и фотографиями, которые оформлялись печатными буквами от руки! Детей учили любить Родину, совершая добрые дела. По запросу родственников они искали следы пропавших без вести бойцов, изучали историю 28 армии и ее героев; как тимуровцы, помогали по хозяйству ветеранам микрорайона.

Годы прошли – многое изменилось. Но поисковый отряд по-прежнему существует. С 2001 года его возглавляет учитель физкультуры Наталья Кучерова, ей передала дела ушедшая на пенсию Надежда Ивановна. Нынешние школьники, конечно, совсем другое поколение: в гаджетах разбираются, а бытовым навыкам на полевых работах приходится учить, показывать, как обращаться с лопатой – не научены. Но это можно освоить.

Другое дело — есть ли в душе тот самый священный трепет, который заставляет терпеть трудности на вахтах, смиряться с отсутствием условий, радоваться, когда случаются находки, уметь переживать разочарования. Патриотизм – это не громкие слова, а порой незаметная работа, очень важная для самого подрастающего человека, который может что-то доказать прежде всего самому себе.

Особое братство

Каким должен быть человек, который занимается поисковой работой?

«Сильным, самостоятельным, компанейским и благодарным. Благодарным – то есть не просто спасибо тому, кто приготовил обед, говорить, хотя это тоже важно, но и в душе что-то иметь, понимать, что кто-то за нашу жизнь отдал свою. На вахте у многих происходит переосмысление всего, что было, что происходит. Так ребята взрослеют», — говорит Наталья Кучерова.

Сама она постоянно принимает участие в поисковых вахтах в разных регионах страны. Вместе с мужем. Еще раньше с ними ездил сын. Сейчас в школьный поисковый отряд «Надежда» пришли двое внуков.  А вообще через школьный отряд прошло немало ребят, связавших свою дальнейшую жизнь с поисковой деятельностью. Где бы и кем бы ни работали выпускники, они  организовывали свои поисковые отряды на местах, присоединялись к общим вахтам, даже, случалось, браки заключали со «своими».  Не все, конечно, но есть такие пары. Все они крепко связаны между собой: перезваниваются, общаются, иногда встречаются. Особое братство, где все по-настоящему.

Задача на все времена

Директор школы Ирина Загоруйко после того, как мы вместе с ней и Натальей Кучеровой перелистали старые поисковые материалы, провела меня по коридорам школы, которая мало похожа на учебное заведение почтенного возраста. Между тем на будущий год школе исполнится 90.

Есть особое обаяние в школах на окраинах: они в чем-то более открытые, искренние, и жизнь там под влиянием окружения немного другая.  51-я долго была опекаема знаменитым заводом имени Сталина, выпускники шли в рабочий класс, родители тесно были связаны со школой, и кружки тут вели, и даже на поисковые вахты ездили, и дети в большинстве своем росли неизбалованные, правильные. Несколько бывших выпускников, прошедших через поисковое движение, сегодня на СВО – для них это продолжение однажды раз и навсегда принятой истории Родины как своей личной биографии.

Школа 21 века – шахматы в школьном расписании, победы на олимпиадах, спортивный клуб «Витязь», соревнования по футболу,  но при этом еще уроки мужества и семейные рассказы о дедах и прадедах, юнармия,  участие в шествии Бессмертного полка, мероприятии «Свеча памяти» и мемориальные доски на фасаде школы: одна – в память о выпускнике Славе Деревенском, погибшем в Афганистане, вторая – о госпитале, с которого началось школьное поисковое движение.

Так что слова директора вписываются в это контекст очень органично: «Мы, конечно, стараемся беречь то лучшее, что есть в нашей школе, хотя и время другое, и дети другие.  Но традиции – это очень важный ориентир. Потому что задача у школы одна на все времена: воспитать гражданина».

Марина Паренская

22 июня 2025, 08:08



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ

Лента новостей