А у светофора сегодня день рождения. Кстати, знаете ли вы, сколько всего светофоров в Астрахани? А когда и на каком перекрестке появился первый? А сколько легковушек в нашем городе было 57 лет назад? А мы узнали!
Персоны, в очередь!
Сначала немного истории.
Первый светофор появился 154 года назад, 10 декабря 1868 года. Правда, лишь в 1922 году суть этого изобретения была сформулирована в официальном документе: «Назначение изделия состоит в том, чтобы сделать очерёдность проезда перекрёстка независимым от персоны автовладельца».
Поначалу светофор был установлен в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель — Джей Найт— был специалистом по железнодорожным семафорам, поэтому его изобретение несколько напоминало семафор: управлялся он вручную и имел два семафорных крыла: горизонтальное означало сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45 градусов— движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался газовый фонарь, он подавал сигналы красного и зелёного цветов. Ф
Фонарь, конечно, был ненадежным: в январе 1869 года он взорвался и ранил при этом полицейского, который управлял светофором.
Спустя годы
Светофор постоянно усовершенствовали: в 1910 году была запатентована первая автоматическая система светофоров. В 1912 году в США разработали светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зелёного цвета. Наконец, 5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная компания установила на одном перекрёстке четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал, а когда переключались, то издавали звуковой сигнал. Эта система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке.
А про день рождения светофора вы поняли? Именно 5 августа, когда это устройство, больше других похожее на современный светофор, начало по-настоящему работать на городских улицах, и стало праздником. Хотя с годами тут что-то не так. Если отсчет вести с этого времени, то светофору всего 108 лет, если с момента изобретения, то гораздо больше. Но так или иначе, в календаре всемирных праздников значится сегодняшняя дата, и праздник стал международным, потому что светофор работает по всему миру.
Первый у них и у нас
Далее светофор пошел гулять по Европе. То есть не гулять, конечно, а выполнять свое предназначение. В Париже первые светофоры были установлены в 1922 году, в Англии—в 1927-м. А в СССР первый светофор был установлен 15 января 1930 года в …нет, не в Москве, а в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге), а в Москве—в конце того же года.
Узнаете? Именно здесь в нашем городе, на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и Боевая, в 1965 году появился первый светофор. Этот адрес выбрали не случайно: перекресток был чрезвычайно оживленным, поскольку неподалеку, в автогородке, находилось множество автопредприятий— и таксопарк, и автобусный парк, и автобаза одного астраханского треста, и четыре автохозяйства. Грузовиков в то время в городе было порядка 6 тысяч. А легковых машин всего лишь 100 на всю Астрахань. На необходимости светофора настаивала именно гоставтоинспекция, (сегодняшняя ГИБДД), и инспекторы ГАИ сами помогали в его установке сотрудникам коммунальной службы города.
Ликбез для водителей
Теперь, конечно, странно представить, как обходились без светофора. Обходились: в 1944-м, когда была создана Астраханская госавтоинспекция, был сформирован и взвод уличных регулировщиков. Они-то и управляли движением вплоть до 1958 года. Потом взвод расформировали. Может, уже тогда собирались установить светофоры. Но через три года стало ясно: без регулировщиков никуда, и они вновь вышли на дороги.
А к светофору в городе привыкли не сразу. С его помощью, разумеется, хотели отрегулировать автопоток, а оказалось, что получили головную боль: водители не понимали, что означают сигналы светофора и, напротив, создавали заторы. Или ездили окольными путями, по дворам, чтобы миновать перекресток со светофором. Да и пешеходы вели себя не лучше. Чтобы приучить к новшеству астраханцев, на перекресток дополнительно к светофору поставили регулировщика, который помогал пешеходам сориентироваться.
А для водителей автопредприятий, вспоминает бывший начальник ГАИ (он возглавлял ГАИ с 1963 по 1975 г.), ветеран милиции Владимир Викторович Молчанов, его сотрудники целый месяц проводили ликбез, обучали азбуке дорожного движения со светофорами. Со временем все утряслось. И в городе появились светофоры на других перекрестках. Правда, очень нескоро: только в 1973-1974 годах.
Старые фотографии из коллекции краеведа Сергея Степанова дают представление о неспешной жизни того времени, столь же неспешном транспортном потоке и о светофорах в городе.
Старость, жара и вандалы
Сегодня в областном центре 139 светофорных объектов, которые обслуживает участок по содержанию светофоров муниципального предприятия «Мосты и каналы». Этой работой сотрудники участка занимаются с 2013 года.
Светофоры в Астрахани выходят из строя часто: влияют и погодные условия (не любят они жару, хотя вроде бы выдерживают плюс 50), и перепад напряжения, а то и вовсе отключение электричества, но главным образом — то, что сделаны они в конце-70-х или начале 80-х. Короче, у любой техники есть определенный срок службы, у светофоров – тоже. А помимо всего этого, есть еще плохие водители и вандалы. Плохие водители—это, например, недавний случай на Трусово, когда автомобиль врезался в светофорную опору, и светофор разлетелся на запчасти. Случается такое, к сожалению, нередко. А еще чаще вандалы вырывают из светофоров кабели, с мясом выдергивают кнопки вызова. Как правило, безнаказанно.
Четырнадцать золотых рук
Ремонтируют светофоры семь мастеров участка по обслуживанию: выезжают обычно на место, чтобы определить причину поломки, если могут—устраняют на месте, нет – в мастерской, такой же несовременной, как астраханские светофоры. Из того, что ценится во все времена, здесь — золотые руки сотрудников.
«В любой поломке можем разобраться, знаний хватает», — утверждает начальник участка Вячеслав Евгеньевич Гоголев.
Сигналы о неработающих светофорах поступают сюда из Единой диспетчерской дорожной службы, ГИБДД, могут позвонить и обычные граждане. Но и сами сотрудники участка следят за работой светофоров. Профессиональная ответственность сродни профессиональной деформации: когда они едут на работу, или домой, или на рыбалку— одним словом, куда бы ни ехали, все время обращают внимание на то, в порядке ли светофоры. Без работы специалисты не остаются ни дня.
Мы обнаружили фотографию известного астраханского фотографа Виталия Лоянича: так чинили светофор в 1996 году. А следом – вполне современная фотография ремонта нынешним летом. Как говорится, найдите десять отличий.
Дорогой мой перекресток
Нужна ли где-то в городе дорожная разметка, требуется ли ограждение или светофор, становится ясно на основании ежегодного анализа, который называется «Перечень мест концентрации дорожно-транспортных происшествий». Документ наглядно демонстрирует: если где-то чего-то не хватает, там и аварии, и жертвы. Но если говорить об оборудовании светофорами одного перекрестка, то нелишне знать, что это обходится городу не просто в кругленькую, а в баснословную сумму.
На стандартном перекрестке должно быть минимум восемь транспортных и восемь пешеходных светофоров. Для этого требуются дорожные контроллеры (ящик на стойке светофора, который управляет работой светодиодных сигналов согласно загруженной в него программе), светофорные стойки, кабель, знаки, дорожная разметка — в общей сложности это тянет на миллион. Вот такая калькуляция.
Так что прежде чем ворчать на городскую неустроенность, хорошо бы знать такие цифры.
А на перекрестке улиц Куликова и Бориса Алексеева скоро заработает 140-й светофор.