29 августа 2019 года состоялось заседание Думы Астраханской области под председательством Игоря Мартынова. В повестке дня – более 30 вопросов. Самый значимый из них – внесение изменений в закон о мерах социальной поддержки. Автор проекта закона – врио губернатора Игорь Бабушкин.
В первом чтении законопроект был рассмотрен 9 июля 2019 года. Тогда депутатами была одобрена основная концепция документа, которая направлена на увеличение сумм выплат нуждающимся гражданам. В частности, предусмотрено увеличение пособия на ребенка, которое выплачивается, если среднедушевой доход семьи не превышает сумму прожиточного минимума. Его базовый размер составит 500 рублей. По 1000 рублей будет выплачиваться на ребенка-инвалида и на детей одиноких родителей-студентов.
Ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также предлагается увеличить. В зависимости от категории граждан суммы выплат будут варьироваться от 500 до 1500 рублей.
Ежегодное пособие на приобретение школьной формы и канцтоваров на каждого из школьников многодетной семьи предлагается увеличить до 1500 рублей. Аналогичные изменения предложены и в отношении детей-сирот и детей из приемных семей.
Гражданам, получающим пособие на оплату проезда, предлагается увеличить сумму этой льготы до 500 рублей. Кроме того, предлагается отменить применение критерия нуждаемости у такой категории граждан, как труженики тыла. Таким образом, всеми видами поддержки они смогут пользоваться вне зависимости от своего дохода.
Ко второму чтению в законопроекте о расширении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан Астраханской области появился ряд дополнений.
В результате, согласно принятым изменениям, многодетным семьям станет легче подтвердить свой статус. Из положений закона исключено требование о совместном проживании граждан, воспитывающих трех и более детей.
Введен единый порядок расчета среднедушевого дохода семьи. В него не будут входить суммы, полученные в качестве мер социальной поддержки. Выплаты семьям, усыновившим детей, будут начисляться до достижения ребенком 18 лет. Сейчас они ведутся до 16 лет, и до 18, если ребенок учится в школе или колледже.
Принято решение монетизировать льготу на бесплатный проезд в общественном транспорте для детей-школьников из многодетных семей. Сумма ежемесячной выплаты составит 350 рублей. А семьям с ребенком-инвалидом будет предоставляться денежная выплата в размере 500 рублей вместе с компенсацией расходов на проезд к месту получения медпомощи основным видом транспорта — воздушным или железнодорожным.
Для нуждающихся работников сельских учреждений критерий нуждаемости будет увеличен с единичного до полуторного прожиточного минимума. Кроме того, если раньше среднемесячный доход рассчитывался только с учётом доходов гражданина, обращающегося за мерами социальной поддержки, то сейчас предлагается учитывать доход всех членов его семьи. Это значит, что если среднедушевой доход семьи астраханца, работающего в селе, будет ниже 15 856 рублей, он может претендовать на меры государственной социальной поддержки. Это повысит доступность меры для сельских педагогов, медиков, работников культуры и спорта, ветеринаров.
Установлено пособие гражданам на проезд по Астраханской области к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно с дифференцированным размером по каждому муниципальному району, городскому округу Астраханской области.
С 2020 года астраханские школьники из нуждающихся семей смогут получать пособие на питание. Его сумма составит 700 рублей в месяц. Депутаты задали вопрос, уверены ли разработчики, что полученные деньги пойдут именно на питание детей в школах, что родители будут оплачивать ими детские завтраки. Спикер Думы Игорь Мартынов рекомендовал коллегам после вступления в силу закона организовать парламентский контроль его исполнения. «Предлагаю в течение первого квартала 2020 года проехать по школам, поговорить с родителями и учителями. Чаще всего, для школьников младших классов питание организовывается централизовано. То есть классный руководитель знает, кто из детей сдает на завтраки, а кто – нет. Таким образом, можно будет понять, правильно ли работает норма закона», – сказал Игорь Александрович.
Законом вводятся как новые меры социальной поддержки, так и предлагается увеличить действующие. В первом случае для получения вновь вводимых выплат, необходимо обратиться в органы социальной защиты. Тем, кто получает меры поддержки, а сейчас они будут увеличены, никуда обращаться не надо. Выплаты будут начисляться автоматически.
На реализацию всех положений закона в 2020 году потребуется 1 млрд 200 млн рублей.
Также на заседании был рассмотрен вопрос об исполнении бюджета в первом полугодии текущего года. И.о. министра финансов региона Елена Рязанова сообщила присутствующим, что доходы сложились в сумме 25,7 млрд рублей или 50,8% к годовым значениям, расходная часть – 19,9 млрд рублей или 36,9% к годовым значениям, профицит – 5,9 млрд рублей. Налоговых и неналоговых платежей в казну поступило порядка 20 млрд рублей. Заемные средства в отчетном периоде не привлекались. Все социальные обязательства бюджета исполняются в полном объеме.
Депутаты обратили внимание на то, что исполнение бюджета по доходной части превышает исполнение в части расходов. Низкий уровень исполнения наблюдается и по национальным проектам. Их в регионе в этом году реализуется 50. На выполнение запланированных мероприятий выделено 10,8 млрд рублей. По состоянию на 1 июля израсходовано 17,3% этой суммы. Сейчас темп увеличен и расход составляет 24,4% или 2,2 млрд рублей. По итогам обсуждения отчет был принят к сведению, но с учетом рекомендаций Думы. Среди них – проведение анализа сложившегося уровня освоения ассигнований и принятия оперативных мер по исполнению запланированных объемов и достижению поставленных целевых показателей. Также рекомендовано при подготовке проекта закона Астраханской области о внесении изменений в бюджет Астраханской области учесть замечания Контрольно-счетной палаты в части уточнения доходов бюджета и управления государственным внутренним долгом региона.
Для приведения регионального законодательства в соответствие с федеральными антикоррупционными требованиями Игорь Мартынов предлагает исключить из действующего закона норму, которая позволяет госслужащим и лицам, замещающим государственные должности Астраханской области, представлять интересы региона в органах управления хозяйственных обществ, созданных без участия Астраханской области, но имеющих стратегическое значение для ее экономического развития.
Спикер Думы Астраханской области Игорь Мартынов представил коллегам итоги работы регионального парламента в первом полугодии 2019 года.
Среди значимых законодательных норм, принятых депутатским корпусом, Мартынов назвал корректировку границ одномандатных избирательных округов, изменение методики распределения субвенций на реализацию полномочий в сфере обращения с животными без владельцев. Благодаря этому есть возможность выделить средства на строительство приюта и добавить муниципалитетам 31 млн рублей на отлов, вакцинацию и лечение бродячих собак.
Кроме этого, была введена новая категорию льготников – «граждане, рожденные на территории СССР в период с 10 мая 1927 года по 9 мая 1945 года». Для них предусмотрены отдельные меры социальной поддержки.
Также от уплаты транспортного налога были освобождены семьи, где воспитывается ребенок-инвалид. Еще немало социально-значимых законопроектов было рассмотрено в первом чтении, и работа над ними была продолжена во втором полугодии 2019 года.
Направлено 6 обращений в федеральный центр. Они касались ежемесячных выплат семьям, имеющим детей; регламентирования деятельности по организации детского досуга; условий наступления административной ответственности для юридических лиц за повторное нарушение правил дорожного движения; регулирования оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд; весогабаритного контроля транспортных средств; уточнения особенностей оказания паллиативной помощи.
Был рассмотрен проект обращения Думы Астраханской области в Государственную Думу РФ. Оно касается эффективности использования гражданами земель сельскохозяйственного назначения. Сейчас федеральным законом об обороте земель установлено, что договор аренды участка заключается на срок от 3 до 49 лет, для выпаса скота и сенокошения – до 3 лет. Депутаты Думы Астраханской области отметили, что в ФЗ не оговариваются ограничения по площади земельных участков, которые могут одновременно находиться в аренде у одного человека.
Таким образом, бывают случаи, когда площади, арендуемые одним гражданином под сенокос и выпас, необоснованно завышены. При этом оснований для отказа у органов МСУ нет.
Важно, что действующим федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться на праве собственности или ином праве, установлен. Он составляет для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 0,5 га. Субъекты вправе увеличивать этот лимит не более, чем в 5 раз.
Своим обращением астраханские парламентарии предлагают установить аналогичные ограничения и в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Как отметил спикер регионального парламента Игорь Мартынов, тему рационального использования земельных ресурсов в Думе Астраханской области считают значимой. «Она станет ключевой во время проведения XXXI Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации в сентябре 2019 года», — сказал Мартынов.