Густав Малер: «Как я могу быть счастлив, если где-нибудь страдает другое существо»

Воскресным вечером в Большом зале театра прозвучала Шестая симфония Густава Малера. Всю суть симфонии вполне можно уложить в цитату из романа Ромена Роллана «Жан Кристоф»: «Я написал трагедию поколения, которое скоро исчезнет. Я не старался ничего скрыть из его пороков и добродетелей, из его тяжелой печали, его хаотической гордости, его героических усилий, его смертельной усталости под тяжким бременем сверхчеловеческой задачи: я изобразил «сумму» мира—мораль, эстетику, веру, человечество, которое должно быть переделано. — Вот то, чем мы были.
«Теперь—ваш черед, люди нашего времени, молодежь. По нашим телам, как по ступеням лестницы, — идите дальше вперед. Будьте более великими, чем мы, и более счастливыми».

В послевоенные годы прошлого века Малера редко исполняли и в Европе, снова Малера начали исполнять лишь в шестидесятые годы.  В России, в отличие от других малеровских симфоний, Шестая, насколько нам известно, не исполнялась даже в предвоенные годы, когда в Ленинграде существовал подлинный культ Малера, вдохновлявшийся музыковедом Иваном Соллертинским.

Эстафету восхищения австрийским композитором принял Валерий Воронин, как выпускник Ленинградской дирижерской школы: «Малер-это гений гениев, он уникальная персона. Есть композиторы, похожие на Листа, Шопена, Шумана, но нет никого, кто бы мог быть похожим на Малера. Его музыку я не воспринимаю пессимистичной. Трагичной, полной отчаяния, ищущей и не всегда находящей выход — да. Но только не пессимистичной».

Симфоническому оркестру Астраханского театра оперы и балета под управлением Валерия Воронина удалось найти нужные краски, чтобы передать всю трагичность, борьбу, уныние, создать несколько иную форму, чем у композиторов — романтиков. И все-таки пессимизм проскальзывал, но как он  искусно был выражен. Оркестр не кричит о трагедии героя, а синтезирует частички радости и оптимизма со скорбью, безутешностью и отчаянием.

Вокальный цикл «Семь ранних песен» был оркестрован Бергом по просьбе датского дирижера Пауля фон Кленау. К этому циклу обращались многие известные певицы и симфонические оркестры. В данном сочинении симфонический оркестр театра под управлением Валерия Воронина звучал красочно, показал ритмическую выверенность и стал не только опорой для солистки, но и стал полноценным ее партнером. Елена Разгуляева выступала  «хозяйкой» положения, но при этом было очевидно, что она во всем доверяет своему партнеру и чувствует его. В дуэте солистки и оркестра не было первых и вторых ролей – были два ярких, абсолютно равноправных музыканта.

12 февраля 2024, 19:55

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ


Лента новостей