Гендиректор АО «АГЗРТ» Яков Геллер: любой может стать поставщиком продукции для государственных нужд

БизнесОсновное

Яков Геллер, фото: business-gazeta.ru

Генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Яков Геллер рассказал «Арбузу» о возможностях участия в государственных закупках для предприятий малого и среднего бизнеса и поделился нюансами такой работы. Не все так сложно, как может показаться на первый взгляд, однако и чудес сразу же ждать не стоит.

В Астрахани уже несколько лет работает Биржевая площадка, деятельность которой обеспечивает возглавляемое вами Агентство. Яков Вениаминович, расскажите пожалуйста, что это за площадка, кто на ней торгуется и почему именно Астрахань ее использует?

В 2018 году руководители Астраханской области и города Астрахань посещали с рабочим визитом Республику Татарстан. Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов презентовал в числе эффективных инструментов управления экономикой Республики и Агрегатор функций «Биржевая площадка». Это – действительно эффективное средство как для содействия бизнесу в доступе к рынку поставок продукции, так и для оптимизации бюджетных расходов. У площадки много функциональных возможностей. Недаром ресурс носит название «Агрегатор функций».

К сожалению, в силу действия ФЗ-44, Агрегатор в сфере государственного заказа используется только для проведения закупок так называемого «малого объема». То есть – по статье 93 Закона. В то же время площадку могут использовать не только бюджетные заказчики, но и коммерческие заказчики и даже физические лица.

Но, если говорить только про закупки за счет бюджета муниципалитетов и региона, то можно привести итоговые данные за семь месяцев 2021 года:
— Получили возможность участвовать в поставках продукции – 584 продавца.
В абсолютном большинстве это – субъекты малого бизнеса.
— Эти поставщики получили выручку в размере 438 миллионов рублей.
— В то же время бюджет получил выгоду в размере 169 миллионов рублей, или 28 процентов экономии по отношению к тем ценам, по которым была бы приобретена продукция, если бы эти закупки делались без использования Биржевой площадки.

Как вы пришли к идее создания этого ресурса?

Эта история началась еще в 2010 году, когда Казань и Республика Татарстан в целом готовились принимать Всемирные студенческие Игры «Универсиада 2013». Началось строительство и новых и реконструкция существующих спортивных объектов. Огромные финансовые ресурсы были направлены. Тогда по указанию руководителей Республики Агентство создало Электронную товарно-информационную систему «ЭТИС».

Главная цель работы системы – учет расходования ресурсов по каждому из объектов Универсиады. Информация по формуле: Кто?- Кому?- Когда?-Что? –Почем? продал стала публичной, общедоступной и актуальной в режиме реального времени. Однако, последующий анализ работы ЭТИС дал нам знания того, что в основном закупки производятся по принципу «устойчивой пары». Это – когда каждый завхоз знает у какого продавца он будет покупать. И продавцы знают почему именно у них будут покупать. Рынок закрыт для «чужих».

Вот это знание и привело нас к созданию особой закупочной платформы «биржевая площадка». Как уже говорилось – задача разорвать устойчивые пары. Что бы обеспечить равнодоступность к рынку поставок на основе добросовестной конкуренции.

Замечательно. А как бизнес может воспользоваться этими наработками?

Вот это хороший вопрос. Как известно, любая проблема может быть решена совокупностью инструментов и навыков. Мы создали инструмент. Хороший инструмент. Теперь бизнесу нужно нарабатывать навыки. То есть учиться.

В числе функций Агрегатора есть и обучающие семинары. Расписание семинаров– не сайте Биржевой площадки. Участие бесплатное. Каждую неделю наши сотрудники и привлеченные специалисты читают тематические лекции о правилах работы на площадке, отвечают на вопросы, обучают в режиме отдалённого доступа.

Помимо Биржевой площадки, школы, детские сады и другие муниципальные учреждения проводят закупки по закону о контрактной системе. Есть ли там изменения в процедурах тендеров и какие изменения нас ждут?

Как известно, законодатель принял, так называемый «Оптимизационный пакет» изменений к ФЗ-44. Это отдельная большая тема для разговора. Но вкратце, изменения пришли в номенклатуру конкурентных процедур, в правила проведения запросов котировок, введена пред квалификация участников, изменены формы извещения и заявки на участие и еще многое другое.

Весь пакет призван придать адекватность перенасыщенному тексту закона и упростить алгоритмы поведения как участников. Так и заказчиков.

Сегодня в стране существует порядка восьми таких площадок. В чем преимущество вашей?

Вы правы. Когда в 2009 году возникла практика применения электронных закупок, в стране было три федеральных ЭТП. В том числе и наша — ЗаказРФ.

Это очень приятно, что наша ЭТП ЗаказРФ поименована первой в Перечне Федеральных ЭТП, утвержденных Правительством России. Сегодня в этот Перечень включены восемь площадок и еще одна – для проведения закрытых процедур. Все восемь площадок работают по единым правилам, по единым требованиям.

Наше преимущество – в тех дополнительных опциях, которые мы создаем в помощь заказчикам и участникам. Их много. И если заказчик захочет использовать именно нашу ЭТП ЗаказРФ, то он получит весь набор дополнительных опций. Думаю, что ему понравится. То же и в адрес участников.

Как часто возникают какие-либо проблемные ситуации между покупателем и продавцом? Приходится ли вашим специалистам подключаться?

Проблемные ситуации у пользователей ресурсов возникают постоянно. Поэтому у нас действует центр поддержки пользователей 8 (800) 700-98-73 с режимом работы 24х7. В день наши специалисты обрабатывают в среднем около 500 различных сообщений.

Есть ли какие-то тонкости по закупкам, которые связаны с нацпроектами?

Закупки в рамках нацпроектов происходят по обычным правилам ФЗ-44.

Закупки по нацпроектам проводятся в соответствии с требованиями Фз-44. Особенность только в том, что эти закупки находятся под особым контролем, вплоть до особого контроля силовых органов. И это, конечно, правильно.

С чего начинать представителям бизнеса, которые приняли решение участвовать в госзакупках. На какие «подводные камни» обратить внимание в первую очередь?

Начинать нужно с того, чтобы учиться. Приобретать навыки. Изучать инвестиционные ниши – те номенклатурные позиции закупаемой продукции, которые находятся в наименьшем давлении предложений. Планировать вход своими предложениями в эти ниши.

Какие опасности таят госзакупки для малого бизнеса? В чем наибольшие риски, от каких ошибок вы могли бы предостеречь в первую очередь?

Главная ошибка – это переоценка своих возможностей и ожидание чуда. Никто не гарантирует мгновенный успех. Нужно понимать, что участие в поставках, в торгах на основе добросовестной конкуренции может стать результативным только при тщательном изучении рынка, расчете своих возможностей и на базе знаний и опыта.

Можно ли говорить о том, что участие в госзакупках сейчас стало действительно просто для любого ИП?

Такой инструмент, как «Биржевая площадка» обеспечивает любому участнику рынка возможность стать поставщиком продукции для государственных нужд. Мы создали инструмент, обеспечивающий вход в рынок любой фирме, любому поставщику.

Как вы считаете, как в дальнейшем будет, например через 5-10 лет, будет выглядеть сфера закупок? Сумеет ли цифровизация вытеснить бюрократические проволочки?

Цифровизация – это метод уменьшения трансакционных издержек. Цифровизация пока не способна заменить межличностные отношения. Но цифровизация способна уменьшить поливариантность поведения чиновников всех уровней. Отсюда и надежда на то, что будет и в закупках уменьшаться доля субъективных влияний на результаты закупок.

11 августа 2021, 14:16

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей