Европейские компании продолжают объявлять об уходе с российского рынка или заморозке инвестиционной деятельности в России. При этом многие топ-менеджеры западных компаний в кулуарных беседах откровенно признаются, что к сворачиванию деятельности в России их принуждают политические власти стран, где базируются головные офисы.
Российский рынок является одним из ключевых для многих из тех, кто «решает» уйти с него. Например, для финской Valio, объявившей сегодня, что она покидает Россию. Корпорация Danone (Франция) хоть пока и остается в России, но заморозила инвестиционные проекты. Правда, не совсем понятно, о каких именно инвестициях идет речь — многие годы французы скупали молочные заводы в регионах, а некоторые из них после покупки и вовсе закрывали, оптимизируя деятельность. При этом компания никогда не вкладывалась в производственные цепочки, не создавала сырьевую базу: сырое молоко закупается у сторонних поставщиков.
Потеря российского рынка для многих европейских производителей и брендов обернется значительными убытками, ведь перенаправить продукцию, по сути некуда. Кроме того, ввиду взлетевших цен на газ и продовольствие, потребители в Европе также будут вынуждены начать более экономно тратить деньги. Следовательно, введенные европейцами санкции и односторонний уход многих компаний из России будет бумерангом бить по экономикам стран ЕС.